Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 декабря 2008 г. N А21-2197/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев 25.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининской области от 07.06.2008 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 (судьи Савицкая И.Г., Петренко Т.И., Тимошенко А.С.) по делу N А\21-2197/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Октан-сервис" (далее - Общество, ООО "Октан-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском об обязании мэрии города Калининграда произвести следующие действия:
1) провести работы по формированию земельного участка площадью 12,061 га в границах улиц Ст. сержанта Карташова - Каблукова - Ижорская - Новгородская в Октябрьском районе;
2) поставить земельный участок на государственный кадастровый учет в соответствии с правилами предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) принять решение о предоставлении земельного участка площадью 12,061 га в границах улиц Ст. сержанта Карташова - Каблукова - Ижорская - Новгородская в Октябрьском районе под строительство жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения;
4) заключить договор аренды земельного участка площадью 12,061 га в границах улиц Ст. сержанта Карташова - Каблукова - Ижорская - Новгородская в Октябрьском районе под строительство жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения сроком на пять лет.
По ходатайству Общества была произведена замена ответчика - мэрии города Калининграда на его процессуального правопреемника администрацию городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) в связи с изменением наименования ответчика.
Решением от 07.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2008 исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить вынесенные по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Податель жалобы указывает, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации независимо от того частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона. Процедура выбора земельного участка площадью 12,061 га не производилась, по состоянию на 01.10.2005 он не был сформирован, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось. Учитывая изложенное, принять решение о предоставлении земельного участка и заключить договор аренды невозможно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В кассационную инстанцию поступило ходатайство Администрации об отказе от кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 282 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции прекращает производство по кассационной жалобе, если после принятия кассационной жалобы к производству суда от лица, ее подавшего, поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и отказ принят судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Обсудив ходатайство Администрации об отказе от кассационной жалобы, кассационная инстанция приходит к выводу о необходимости отказать в его удовлетворении, поскольку прекращение производства по жалобе противоречит публичным интересам, в защиту которых подана жалоба, и нарушает права муниципального образования городского округа "Город Калининград".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, мэром города Калининграда было издано постановление N 2371 от 13.10.2003 "О разработке проекта планировки, застройки и межевания территории, расположенной в границах шоссе Балтийское - улиц Новгородская - Ижорская - Каблукова - Ст. сержанта Карташова в Октябрьском районе" (далее - постановление N 2371), в соответствии с которым было принято предложение Общества о финансировании проектно-изыскательских работ и возложении на него обязанности разработать проектную документацию.
На основании постановления N 2371 между Администрацией и ООО "Октан-Сервис" был заключен договор от 21.06.2004 N 15, по которому Общество обязуется финансировать разработку и согласование градостроительной документации за счет собственных средств, а Администрация предварительно согласовывает Обществу место размещения квартала жилых домов на всей ' территории, выявленной при разработке градостроительной документации.
В процессе проведения работ по разработке градостроительной документации Обществом была выявлена территория под размещение квартала жилых домов в пределах границ проектных работ площадью 19 га и разработан проект планировки. Границы проектных работ были согласованы главным архитектором города (письмо от 08.07.2006 исх. 4516).
На основании постановления N 2371 мэра города Калининграда проектная документация была представлена на утверждение в Городской совет депутатов города Калининграда. Решением Городского совета депутатов от 05.07.2006 мэру было рекомендовано утвердить проектную документацию в виде проекта планировки территории, ограниченной улицами Балтийское шоссе, Новгородская, Ижорская, Каблукова, Ст. сержанта Карташова в Октябрьском районе Калининграда.
В соответствии с указанным решением Городского совета, мэром города Калининграда было издано Постановление N 1581 от 11.07.2006 "О предварительном согласовании ООО "Октан-сервис" места размещения жилых домов с объектами социального, культурно-бытового, и спортивно-оздоровительного назначения в границах улиц Ст. сержанта Карташова - Каблукова - Ижорская - Новгородская в Октябрьском районе".
Согласно положениям пункта первого названного постановления ООО "Октан -сервис" было предварительно согласовано место размещения жилых домов с объектами социального, культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения в границах улиц Ст. сержанта Карташова - Каблукова - Ижорская -Новгородская в Октябрьском районе в соответствии с проектом планировки. Общество 25.09.2006 обратилось в Администрацию с просьбой утвердить проект границ предварительного согласования места размещения объекта в границах проекта планировки площадью 19 га (письмо исх. от 25.09.2006 N 52).
Письмом от 24.11.2006 N 9810 Обществу было отказано в предварительном согласовании размещения объекта в границах 19 га и согласовывалось предварительное размещение объекта в границах 7 га, на аренду которых впоследствии был заключен договор от 27.03.2007 N 008621.
В обоснование отказа от 24.11.2006 N 9810 Администрация сослалась на положения статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) и на статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствие с которой с 01.10.2005 предварительное согласование земельных участков для жилищного строительства не требуется, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Общество не согласилось с отказом Администрации в предоставлении земельного участка и обратилось в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили, сославшись на то, что предоставление Обществу земельного участка для жилищного строительства было предусмотрено договором от 21.06.2004 N 15. Применение к отношениям Администрации и Общества, возникшим из данного договора, правил, установленных Законом N 191-ФЗ, противоречит положениям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 191-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Пунктами 1 и 2 данной статьи в редакции Закона N 191-ФЗ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
Поскольку целью получения Обществом земельного участка в аренду является последующее жилищное строительство на данном участке, следовательно, к рассматриваемым правоотношениям следует применять специальную норму о предоставлении земельных участков для жилищного строительства, установленную статьей 30.1 ЗК РФ, которая вступила в действие с 01.10.2005 (статья 18 Закона N 191-ФЗ).
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесен ряд изменений, в том числе изложен в новой редакции пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В соответствии с названной нормой права до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью (абзацы 1-3 пункта 15 статьи 3).
До 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона (абзацы 4 и 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Таким образом, предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов после 01.10.2005 (даты вступления в силу статьи 30.1 ЗК РФ) возможно до 01.03.2007, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.10.2005 либо до 30.12.2007 при наличии соглашения, заключенного до 30.12.2004.
Решение о предварительном согласовании Обществу места размещения объекта в нарушение требований статьи 30.1 ЗК РФ принято Администрацией 11.07.2006, земельный участок на момент рассмотрения спора не сформирован. Договор от 21.06.2004 N 15 не отвечает признакам соглашения, предусмотренного абзацами 1-3 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
При таких обстоятельствах испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен Обществу для жилищного строительства без проведения аукциона.
Является ошибочным вывод суда о необходимости применения в соответствии со статьей 422 ГК РФ к спорным правоотношениям правил действовавших на момент заключения договора от 21.06.2004 N 15.
Правомочия Администрации по распоряжению земельными участками регламентированы нормами не гражданского, а земельного законодательства Российской Федерации. Гражданско-правовая сделка в данном случае не может служить основанием для возникновения прав на земельный участок. Для получения Обществом испрашиваемого земельного участка необходимо соблюдение публичного порядка, установленного земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, спорные отношения не являются гражданско-правовыми, следовательно, положения статьи 422 ГК РФ к данным отношениям неприменимы.
Учитывая изложенное, требования Общества не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.06.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу N А21-2197/2008 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Октан-сервис" в пользу администрации городского округа "Город Калининград" 2000 рублей судебных расходов по апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 декабря 2008 г. N А21-2197/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника