Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2008 г. N А21-5982/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2008 г. N А21-5982/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 августа 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 23.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Марголиной Татьяны Марковны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.11.2007 (судья Гелеверя Т.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А21-5982/2007,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Калининграда с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Марголиной Татьяны Марковны 165 руб. штрафа на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением суда от 30.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе предприниматель Марголина Т.М., ссылаясь на неправильное применение статьи 11 Закона N 27-ФЗ, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, поскольку в 2006 году она не использовала труд наемных работников, у нее нет обязанности представлять индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц за 2006 год. Кроме того, в связи с зачетом страховых взносов, уплаченных в 2004 и 2005 годах в счет уплаты страховых взносов за 2006 год в отношении себя самой, она была освобождена от обязанности уплатить страховые взносы за спорный расчетный период и платежные документы у нее отсутствовали. У Фонда имелись в отношении нее все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Срок представления индивидуальных сведений за себя самого для страхователей - предпринимателей действующим законодательством не установлен.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку своевременности, представления предпринимателем Марголиной Т.М. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе проверки установлено, что предприниматель не представила необходимые сведения за 2006 год в срок до 01.03.2007. По результатам камеральной проверки составлен акт от 09.03.2007 N 247.
Фонд решением от 12.04.2007 N 484 привлек предпринимателя Марголину Т.М. к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания 165 руб. штрафа (10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации).
На основании принятого решения Фонд направил предпринимателю требование от 12.04.2007 N 484, в котором предложил в срок до 05.05.2007 уплатить штраф в добровольном порядке.
Поскольку в установленный срок указанное требование предпринимателем не было исполнено, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление Фонда, указав на то, что факт непредставления предпринимателем индивидуальных сведений в установленный срок подтвержден материалами дела.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.
Статьей 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В целях организации индивидуального (персонифицированного) учета лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Так, в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ к страхователям в числе прочих относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Статьей 4 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что одним из принципов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования является соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов.
В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5 названной статьи, представляются вместе с копией платежного документа.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, в орган Пенсионного Фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в том же порядке.
Из анализа статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что срок сдачи сведений персонифицированного учета установлен только для страхователей, уплачивающих страховые взносы за своих наемных работников. Срок для представления физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, указанных сведений настоящим Законом не установлен.
Согласно статье 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Во исполнение указанной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).
Статьей 115 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления.
В соответствии со статьей 8.1 Закона N 27-ФЗ, устанавливающей общие правила учета сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, установив в Инструкции срок представления сведений о страховом стаже и страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", а также статьей 19 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Суды установили, что в установленный действующим законодательством срок предприниматель Марголина Т.М. не представила за 2006 год индивидуальные сведения в отношении себя самой, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление Фонда о взыскании с предпринимателя штрафа.
Из содержания статьи 11 Закона N 27-ФЗ не следует, что в случае отсутствия у страхователя сумм страховых взносов подлежащих уплате за расчетный период, последний вправе не представлять в Фонд индивидуальные сведения, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4 пункта 5 указанной статьи. Требования Закона N 27-ФЗ должны выполняться всеми участниками правоотношений в сфере обязательного пенсионного страхования.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за подачу кассационной жалобы подлежит отнесению на индивидуального предпринимателя Марголину Т.М. На основании пункта 2 статьи 333.22 НК РФ и с учетом тяжелого материального положения, наличия малолетнего ребенка суд кассационной инстанции считает возможным уменьшить предпринимателю Марголиной Т.М. размер государственной пошлины за подачу кассационной жалобы до 50 руб., которые уплачены ею по квитанции Сбербанка России от 25.04.2008.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 по делу N А21-5982/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Марголиной Татьяны Марковны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2008 г. N А21-5982/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника