Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2008 г. N А05-4704/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от Архангельской таможни Высоких М.Г. (доверенность от 30.07.2007 N 8),
рассмотрев 23.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.07.2008 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 (судьи Осокина Н.Н., Потеева А.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-4704/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северное морское пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Архангельской таможни (далее - Таможня) по направлению на склад временного хранения запасных частей, ввезенных Обществом 27.03.2008 на теплоходе "Капитан Глазачев".
Решением суда первой инстанции от 07.07.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2008, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе таможенный орган ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, своего представителя не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 27.03.2008 при прибытии в порт города Архангельска капитан теплохода "Капитан Глазачев" подал в Таможню генеральную декларацию, в разделе 16 которой были указаны сведения о приобретенных Обществом в Амстердаме (Голландия) запасных частях согласно накладной N 3150 на поставку судовых запасных частей.
По мнению таможенный органа, из имеющихся в распоряжении декларанта документов нельзя сделать вывод о принадлежности ввезенных судовых частей к штатным, а следовательно, о возможности их оформления в том же режиме, что и транспортного средства. Поэтому Таможня (решение от 27.03.2008) направила эти запасные части как иностранный товар на склад временного хранения "Ростэк-Северозапад", о чем имеются отметки на документах.
Посчитав действия Таможни незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы с учетом следующего.
В соответствии со статьей 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Кодексом (пункт 1).
При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 14 ТК РФ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке,
воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горючесмазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. В главе 22 Таможенного кодекса Российской Федерации перечислены условия действия таможенного режима временного ввоза/вывоза в отношении транспортных средств, пересекающих таможенную границу Российской Федерации.
Таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или в месте убытия с этой территории (пункт 1 статьи 279 ТК РФ).
При таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства (пункт 2 статьи 279 ТК РФ).
В пункте 3 статьи 279 ТК РФ, в частности, указано, что помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 ТК РФ, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной деклараций.
Согласно пункту 1 статьи 276 ТК РФ при обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории Российской Федерации операциям по переработке (за исключением операций, указанных в данном пункте).
Временно ввозимые запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства, подлежат полному условному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 278 ТК РФ).
В соответствии с Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденным приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.09.2001 N 892, под судовыми запасными частями понимаются предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся. Аналогичное определение приведено в Конвенции по облегчению международного морского судоходства (заключена в Лондоне 09.04.1965).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что запасные части ввезены на территорию Российской Федерации на борту теплохода "Капитан Глазачев", указаны в графе 16 общей таможенной декларации судна и предназначены для технического обслуживания и нормальной эксплуатации судна. Суд апелляционной инстанции также правомерно отметил, что функциональные признаки ввезенных предметов позволяют сделать вывод об их статусе применительно к пункту 2 статьи 278 ТК РФ. Товары могут быть помещены на склад временного хранения таможенными органами в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 13, статьями 377 и 391 ТК РФ (пункт 1 статьи 118 ТК РФ), в целях соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, в связи с наложением ареста на товары или их изъятием при проведении таможенной ревизии, а также при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу.
Правомерность отнесения декларируемых запасных частей подтверждается данными журнала технического снабжения теплохода "Капитан Глазачев", представленными капитаном судна декларацией и накладной на приобретение запасных частей. Таким образом, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что при декларировании запасных частей Общество выполнило требования таможенного законодательства: они ввезены вместе с транспортным средством, предназначены для эксплуатации судна и заявлены в том же таможенном режиме, что и теплоход "Капитан Глазачев".
При этом Таможня не доказала обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своей позиции.
Следовательно, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для направления ввезенных обществом запасных частей на склад временного хранения. Оспариваемые действия таможенного органа правомерно признаны судами незаконными, нарушающими права общества.
Выводы судов не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены судами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А05-4704/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. N А05-4704/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника