Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 13 января 2023 г. по делу N 33а-27/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Ивановой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Орлецкого А.И. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 октября 2022 года, которым удовлетворены заявленные требования военнослужащего войсковой части N прапорщика Асланова Владимира Александровича о признании незаконным решения заместителя начальника филиала (по жилищному обеспечению) "Крымский" Федерального государственного казённого учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс") об отказе в принятии сына супруги истца в качестве члена его семьи на учёт нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Костина В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Асланов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать незаконным решение заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс", изложенное в уведомлении от 21 июня 2022 года N 630, об отказе в принятии сына его супруги (М.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в качестве члена его семьи на учёт для предоставления служебного жилого помещения со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" тот не относится к членам семьи военнослужащего;
обязать вышеназванное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о включении сына его супруги в указанный список.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Он считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что на совместно проживающего с Аслановым В.А. несовершеннолетнего сына его супруги от первого брака распространяются социальные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
По мнению представителя, суд не дал должной оценки тому, что Асланов В.А. не представил документы, подтверждающие наличие у сына супруги жилищных прав.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что гарнизонный военный суд, признав совместное проживание и ведение общего хозяйства, установилфакт, имеющий юридическое значение, который по правилам, установленным в статье 264 ГПК РФ, подлежал рассмотрению судом общей юрисдикции. Тем самым административному ответчику не дана возможность учесть установленные по этим правилам обстоятельства при решении вопроса о принятии на жилищный учёт.
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 9 июля 2022 года) военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними члены их семей предоставляются по месту военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичная норма содержалась в пункте 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (в редакции, действовавшей до 30 декабря 2022 года).
В пункте 1 ст. 15.2 вышеуказанного Федерального закона (в редакции, действующей с 9 июля 2022 года) установлено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и проживающие совместно с ними члены их семей, не обеспеченные жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации, учреждения, органы), закрытых военных городках или близлежащих населенных пунктах, включаются федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях и обеспечиваются служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильём, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя такого жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
По смыслу указанных норм, в случае проживания с военнослужащим родственников, из числа прямо непоименованных в части 1 ст. 69 ЖК РФ, и нетрудоспособных иждивенцев необходимо относить к членам его семьи, имеющим право на обеспечение жилым помещением вместе с ним, при условии вселения их нанимателем в качестве членов семьи и ведения с ними общего хозяйства.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, содержащейся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", о том, что при разрешении споров, связанных с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся супруг, дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
В абзаце 4 п. 26 того же постановления указано, что с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ) частью 1 ст. 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
Как видно из материалов дела, Асланов В.А. проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в городе "адрес". С октября 2016 года он принят на учёт для предоставления служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
В ноябре 2021 года Асланов В.А. заключил брак с Е.А, у которой имеется сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В июне 2022 года Асланов В.А. обратился в филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о принятии его супруги и её сына в составе его семьи на учёт для обеспечения служебным жилым помещением.
Решением заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 21 июня 2022 года N 630 супруга Асланова В.А. включена в список на предоставление служебного жилого помещения, а её сыну в этом отказано по вышеназванному основанию.
По делу установлено, что Асланов В.А. со своей супругой и её сыном ведут общее хозяйство и проживают в городе Феодосии по договору найма жилого помещения, в котором в качестве членов его семьи указаны супруга и её сын.
С учётом этих имеющих значение для дела обстоятельств, ссылка в жалобе на отсутствие установленного судом общей юрисдикции факта нахождения сына супруги на иждивении у Асланова В.А. не влияет на правильность выводов суда.
Что же касается мнения подателя жалобы о том, что при определении круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильём, следует руководствоваться пунктом 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то его нельзя признать обоснованным, так как действующим законодательством, с учётом разъяснений, содержащихся в названных постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, предусмотрены и иные приведённые выше основания для признания членами семьи военнослужащего, имеющими право на обеспечение жильём.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" в принятии сына супруги Асланова В.А. в качестве члена его семьи на учёт для предоставления служебного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 октября 2022 года по административному исковому заявлению Асланова Владимира Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
В.А. Костин
Судьи
А.Б. Санников
В.Е. Цыбульник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.