Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2008 г. N А56-1512/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2008 г. N А56-1512/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от Балтийской таможни Жамкочьяна С.С. (доверенность от 17.06.2008 N 30-15/12246,
рассмотрев 23.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2008 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2008 (судьи Лопато И.Б., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-1512/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТС Логистике Санкт-Петербург" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее - таможня) от 11.12.2008 по делу N 10216000-1954/2007 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 30.04.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.08.2008, заявление удовлетворено, оспариваемое постановление таможни признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению таможни, предоставленная обществом транзитная декларация N 10216090/030907/1127521, содержащая недостоверные сведения о весе брутто товара, относится к недействительным документам.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, Общество о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 25.08.2007 в морской порт Санкт-Петербурга прибыл теплоход "Партнершип", на борту которого согласно коносаменту N 406659-100 находился контейнер N HDMU4298180 с грузом (катализаторы на носителях тип CDXi на основе кристаллических алюминосиликатов для использования в крекинге нефтепродуктов, 19 грузовых мест, общим весом брутто 16045 кг). Отправитель груза - компания "Бейсик эквивалент трейдинг" по поручению компании "Довер трейдинг Лимитед" (Новая Зеландия), получатель - общество с ограниченной ответственностью "Элком" (Россия). Общество, являясь экспедитором, 03.09.2007 представило в таможню транзитную декларацию N 10216090/030907/1127521 для получения разрешения на внутренний таможенный транзит.
При таможенном досмотре груза установлено, что фактический вес брутто товара не соответствует заявленному в транзитной декларации и составляет . 18715 кг, что на 2670 кг больше указанного в товаросопроводительных документах. Выявленное нарушение зафиксировано в акте таможенного досмотра от 04.09.2007 N 10216070/030907/024957.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней 05.09.2007 дела N 10216000-1954/2007 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и проведения по нему административного расследования. Протокол составлен 02.11.2007 в отсутствие законного представителя общества, извещенного о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно постановлению таможни от 11.12.2007 действия общества квалифицированы как сообщение таможенному органу для получения разрешения на внутренний таможенный транзит недостоверных сведений о весе брутто товара путем представления недействительных документов (часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ). Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление общества, указав на недоказанность таможенным органом вины заявителя.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образуют сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется в вину совершение административного правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара.
Общество заключило с ООО "Элком" договор транспортно-экспедиторского обслуживания от 09.04.2007 N ТР/2007-02, в соответствии с которым груз был принят экспедитором от грузоотправителя.
Судами установлено и из материалов дела следует, что общество приняло товар к перевозке в опломбированном контейнере и при пересечении таможенной границы данный контейнер с грузом находился в исправном состоянии с ненарушенными пломбами отправителя (акт таможенного досмотра от 04.09.2007 N 10216070/030907/024957). Заявитель представил в таможенный орган те сведения о товаре, которые ему были представлены отправителем товара и указаны в товаросопроводительных документах. Доказательств того, что Общество располагало иной информацией о перевозимом товаре, в материалах дела не имеется.
Отношения, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности, регулируются положениями Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.06 N 554 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке; весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.
Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции (пункт 5 статьи 3 Закона N 87-ФЗ).
При этом информация, предоставляемая экспедитору клиентом, должна быть полной, точной и достоверной (пункт 1 статьи 5 Закона N 87-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления сведения о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК РФ лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах склада временного хранения), при условии, что эти операции не повлекут изменение состояния товаров, нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации. Операции, не указанные в пункте 1 статьи 104 ТК РФ, могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями с разрешения таможенного органа.
Довод таможни о том, что представленная заявителем транзитная декларация N 10216090/030907/1127521, содержащая, по мнению таможенного органа, недостоверные сведения о весе брутто товара, относится к недействительным документам правомерно отклонен судами в силу того, что Общество указало сведения о товаре в соответствии с коносаментом и другими товаросопроводительными документами.
Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины экспедитора в нарушении таможенных правил, правомерно оценены судами в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, таможенный орган не доказал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, что исключает привлечение его к административной ответственности.
В силу положений части 3 статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствую ли выводы судов о применении нормы права установленными ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и не вправе на стадии кассационного судопроизводства устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отклонены судами первой или апелляционной инстанций.
С учетом изложенного оснований для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2008 по делу N А56-1512/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2008 г. N А56-1512/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника