Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 января 2009 г. N А56-13061/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Любченко И.С, Матлиной Е.О.,
рассмотрев 14.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2008 по делу N А56-13061/2008 (судья Соколова Н.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рослайн" (далее - Общество, ООО "Рослайн") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее - Таможня) от 06.02.2008 N 16-08/2009 об отказе Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и об обязании таможенного органа произвести их возврат.
Решением суда первой инстанции от 02.09.2008 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить решение от 02.09.2008 и вынести по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что оснований для удовлетворения заявления Общества о возврате таможенных платежей нет, поскольку действия Таможни по корректировке таможенной стоимости законны и таможенные платежи, уплаченные ООО "Рослайн", не являются излишне уплаченными.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество как декларант и получатель на основании контракта от 25.09.2007 N IN/ROS/2007.09.25, заключенного с фирмой "INVERCLYDE SERVICES LIMITED" (Соединенное Королевство), по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10216080/311007/0165660, 10216080/311007/0165654, 10216080/311007/0165657, 10216080/311007/0165694, 10216080/311007/0165661, 10216080/311007/0165650 и 10216080/311007/0165652 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - подшипники шариковые диаметром более 30 мм и подшипники роликовые с цилиндрическими роликами для сельскохозяйственной техники. Таможенная стоимость товара определена Обществом с использованием основного метода ее определения -"по стоимости сделки с ввозимыми товарами". В ходе таможенного оформления декларант представил учредительные документы, внешнеторговый контракт, инвойсы, коносаменты и другие документы.
По итогам проверки представленных Обществом документов Таможня сделала вывод о невозможности применения декларантом первого метода определения таможенной стоимости и приняла решение о необходимости уточнения заявленной им таможенной стоимости. Кроме того, таможенный орган запросил у декларанта дополнительные документы, которые не были представлены, и, в связи с чем предложил Обществу определить таможенную стоимость ввезенного товара с применением другого метода. Таможенная стоимость ввезенного Обществом товара определена по "резервному методу" с использованием ценовой информации, имеющейся в таможенном органе. В результате корректировки таможенной стоимости ООО "Рослайн" уплатило дополнительно начисленные таможенные платежи в сумме 3 466 819 руб. 86 коп.
Полагая, что основной метод определения таможенной стоимости ввезенных товаров применен им правильно и оснований для корректировки у Таможни не имелось, Общество 11.01.2008 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в порядке, предусмотренном статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). К заявлению о возврате ООО "Рослайн" приложило дополнительные документы, подтверждающие заявленную им таможенную стоимость: бухгалтерские документы об учете импортного товара и его реализации (товарные накладные, счета-фактуры, платежные документы), платежные документы, свидетельствующие об оплате товара продавцу по внешнеэкономическому контракту.
Таможня отказала Обществу в возврате дополнительно начисленных и уплаченных им в результате произведенной корректировки таможенной стоимости таможенных платежей в связи с отсутствием оснований для их возврата (письмо от 06.02.2008 N 16-08/2009).
Общество не согласилось с решением таможенного органа и оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, указав на то, что Таможня не обосновала невозможность применения ООО "Рослайн" избранного им метода определения таможенной стоимости, в то время как представленными декларантом документами подтверждается правомерность применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а следовательно, действия Таможни по корректировке таможенной стоимости незаконны.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения с учетом следующего.
Порядок исчисления таможенных платежей регламентируется главой 28 Таможенного кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (пункт 1).
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (пункт 2 статьи 323 ТК РФ).
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров (пункт 3 статьи 323 ТК РФ). |
Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений (пункт 4 статьи 323 TК РФ).
Основные принципы определения таможенной стоимости товаров сформулированы в статье 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1).
Как следует из пункта 2 статьи 12 Закона N 5003-1, первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 этого Закона. При этом статья 19 Закона N 5003-1 применяется с учетом положений статьи 19.1 данного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона N 5003-1.
В пункте 2 статьи 19 Закона N 5003-1 приведен исчерпывающий перечень оснований, запрещающих применение основного метода определения таможенной стоимости товаров.
В нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) таможенный орган не представил доказательств наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона N 5003-1 оснований, препятствующих применению Обществом основного метода оценки таможенной стоимости.
В целях обоснования правомерности применения основного метода определения таможенной стоимости декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 N 536 (далее - Перечень).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что для подтверждения заявленной в спорных ГТД таможенной стоимости товара Общество представило в Таможню контракт с приложениями, инвойсы, транспортные и другие документы, содержащие количественно определенную и достаточную информацию о стоимости сделки. Кроме того, к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей ООО "Рослайн" приложило дополнительные документы, свидетельствующие об обоснованности заявленной им таможенной стоимости товара.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Таможня не доказала наличие ограничений, препятствующих применению Обществом метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также невозможность применения методов определения таможенной стоимости товара, предшествующих резервному, является правильным.
Согласно пункту 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. При этом право на подачу такого заявления не ограничено количеством операций и ГТД, по которым таможенные платежи были уплачены.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
Суд первой инстанции установил, что заявленные к возврату денежные суммы являются излишне уплаченными. Это послужило основанием для признания недействительным решения Таможни от 06.02.2008 N 16-08/2009 и применения в рассматриваемом случае положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ о восстановлении нарушенных прав заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2008 по делу N А56-13061/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
И.С.Любченко |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2009 г. N А56-13061/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника