Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 января 2009 г. N А56-18308/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Хост Рейл" Шестакова В.В. (доверенность от 20.08.2008), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Горской С.В. (доверенность от 06.11.2008 N 04-23/38695), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу Афанасьева С.В. (доверенность от 24.12.2008 N 02/53544),
рассмотрев 15.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2008 по делу N А56-18308/2008 (судья Захаров В.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хост Рейл" (далее - ООО "Хост Рейл", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 19.12.2007 N 1714 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 25.03.2007 N 20-09-02/03608 в части доначисления 100 854 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2007 года в связи с отказом в применении налоговой ставки 0 процентов по счетам-фактурам от 25.07.2007 N CHR175.07 и от 25.07.2007 N CHR181.07.
Решением суда первой инстанции от 05.09.2008 требование заявителя удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на не соответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 05.09.2008 и отказать в удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно применило по налогу на добавленную стоимость ставку 0 процентов. В обоснование своих доводов Инспекция ссылается на отсутствие на некоторых железнодорожных накладных отметок таможенных органов, проставляемых при таможенном оформлении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и вывозимых по железнодорожным накладным внутреннего сообщения для дальнейшей международной перевозки морским транспортом.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Представитель третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу поддержал позицию Инспекции, изложенную в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года.
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 19.12.2007 N 1714 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде взыскания штрафных санкций в размере 1 301 451 руб. Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 6 833 902 руб. и пени в сумме 8 509 руб.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление).
Решением Управления от 25.03.2008 N 20-09-02/03608 решение Инспекции от 19.12.2007 N 1714 отменено в части эпизодов, по которым применение ставки 0 процентов подтверждено, в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.
С учетом решения Управления Инспекция произвела перерасчет суммы налога, в результате чего сумма доначисленного налога на добавленную стоимость за июль 2007 года составила 100 854 руб. По мнению налоговых органов, на представленных Обществом копиях экспортных железнодорожных накладных отсутствуют штампы (отметки таможенных органов о выпуске товаров), проставляемые при таможенном оформлении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и вывозимых по железнодорожным накладным внутреннего сообщения для их дальнейшей международной перевозки морским транспортом. Отсутствие таких отметок свидетельствует об оказании услуг по организации перевозок на территории Российской Федерации до момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. В соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ такие операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов.
Не согласившись с решением Инспекции от 19.12.2007 N 1714 в редакции решения Управления от 25.03.2008 N 20-09-02/03608, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование заявителя, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
В соответствии с пунктом 4 статьи 165 Кодекса при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранными или российским лицом на выполнение указанных работ (услуг);
выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;
таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации;
копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Поскольку товар пересекал границу Российской Федерации морским транспортом, железнодорожные накладные внутреннего сообщения не могут рассматриваться как документы, подтверждающие вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ установлено, что он применяется с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 этой же статьи, то есть при вывозе товара судами через морские порты в налоговый орган предоставляются копии поручений на отгрузку и коносаментов, представление и надлежащее оформление которых Инспекция не оспаривает.
Вместе с тем операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения этих операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод налогового органа об оказании Обществом услуг по организации перевозок на территории Российской Федерации до момента помещения товаров под таможенный режим экспорта, в обоснование которого Инспекция ссылается на отсутствие соответствующих отметок таможенных органов на некоторых копиях железнодорожных накладных.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который его принял.
Оригиналы железнодорожных накладных налоговый орган в ходе проверки не истребовал. Судом первой инстанции также установлено, что слабая просматриваемость отметок таможенных органов на некоторых копиях железнодорожных накладных объясняется слабой просматриваемостью соответствующих отметок на оригиналах. Кроме того, на всех железнодорожных накладных имеются отметки отправителя о том, что груз предназначен для дальнейшей отправки на экспорт водным транспортом в Нидерланды. Материалами дела также подтверждается, что на всех поручениях на отгрузку экспортных грузов имеются необходимые отметки таможенных органов более ранней датой, чем выставлены спорные счета-фактуры.
Принимая во внимание указанное, позиция Инспекции об оказании Обществом услуг по организации перевозок на территории Российской Федерации до момента помещения товаров под таможенный режим экспорта не подтверждена в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 АПК РФ.
Следовательно, Общество выполнило все условия, необходимые для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего изучения представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены и у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы Инспекции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2008 по делу N А56-18308/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2009 г. N А56-18308/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника