Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2009 г. N А05-5532/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 11.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.07.2008 (судья Крылов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-5532/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Аэропорт Архангельск" (далее - Общество, ОАО "Аэропорт Архангельск") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по АО и НАО) и Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление, УФНС России по АО и НАО) исключить ОАО "Аэропорт Архангельск" из категории крупнейших налогоплательщиков и обязании ответчиков исключить налогоплательщика из категории крупнейших совершением соответствующих действий: УФНС России по АО и НАО - издать соответствующий приказ о передаче на налоговый учет ОАО "Аэропорт Архангельск" из МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по АО и НАО в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по АО и НАО - снять с учета ОАО "Аэропорт Архангельск" как крупнейшего налогоплательщика и организовать работу по такой передаче.
Суд первой инстанции решением от 18.07.2008 в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Аэропорт Архангельск", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и вынести по делу новое решение. По мнению Общества, оно имеет право отказаться от постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, поскольку было поставлено на учет в качестве такового еще до введения критериев отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. Заявитель считает, что пункт 3 приказа Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ не предусматривает обязательной постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика организации, которая имеет показатели, позволяющие осуществлять ее налоговое администрирование на федеральном уровне. Названный приказ не должен применяться, поскольку после внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ он приобрел характер нормативно-правового акта, а ФНС России не имеет правовых оснований для принятия нормативно-правовых актов.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция ссылается на то, что на момент обращения ОАО "Аэропорт Архангельск" в налоговый орган с заявлением о снятии его с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика Общество соответствовало установленным критериям отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, поэтому оснований для удовлетворения данного заявления не имеется. Нахождение Общества на налоговом учете в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по АО и НАО соответствует положениям Приказа Министерства налогов и сборов Российской Федерации (далее - МНС России) от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и не нарушает права и интересы налогоплательщика. Внесение изменений в Кодекс о запрете использования налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности также не нарушает законные права и интересы Общества и не влияет на правовые основания издания ФНС России приказа от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@, которым утверждены критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам. Инспекция также считает, что в силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан и (или) организаций. В настоящем деле заявитель не представил доказательств того, что перевод Общества на налоговый учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по АО и НАО нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности и создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому оснований для удовлетворения заявленных ОАО "Аэропорт Архангельск" требований не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу заявителя Управление, не соглашаясь с доводами Общества, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения по основаниям, приведенным в решении и постановлении судов первой и апелляционной инстанций.
ОАО "Аэропорт Архангельск" направило в суд кассационной инстанции заявление от 29.12.2008 N 6571, в котором просит рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя Общества. Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в представленном в материалы дела отзыве от 29.12.2008 также ходатайствует о рассмотрении данной кассационной жалобы в отсутствие представителя Управления. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 14.09.2006 ОАО "Аэропорт Архангельск" поставлено на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Общество 07.04.2008 обратилось в Инспекцию и Управление с заявлением от 04.04.2008 N 1099 о снятии его с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Управление письмом от 16.04.2008 N 12-27/05977 сообщило заявителю об отсутствии оснований для снятия его с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика в связи с тем, что Общество в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" включено в перечень стратегических акционерных обществ, доля государства в уставном капитале заявителя составляет 51%. Согласно приказу ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ это является основанием для отнесения ОАО "Аэропорт Архангельск" к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровне.
Инспекция письмом от 22.04.2008 N 03-18/03103 сообщила Обществу, что ответ на его заявление направлен письмом УФНС России по АО и НАО от 16.04.2008 N 12-27/05977.
ОАО "Аэропорт Архангельск" не согласилось с отказом налоговых органов исключить Общество из категории крупнейших налогоплательщиков, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Решением суда первой инстанции от 18.07.2008 в удовлетворении требований Обществу отказано.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.09.2008 решение суда оставил без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что кассационная жалоба ОАО "Аэропорт Архангельск" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 83 НК РФ предусматривает, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
В силу пункта 1 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н, постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ утверждены Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, согласно приложению к названному приказу.
В пункте 3 утвержденных Критериев указаны показатели финансово-экономической деятельности, позволяющие отнести налогоплательщика к категории крупнейших.
Согласно данному пункту к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, включенная в утвержденный в установленном порядке перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ, у которых один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения:
3.1. сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции которых составляет более 27 000 000 рублей в год;
3.2. сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
3.3. среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
3.4. доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" ОАО "Аэропорт Архангельск" включено в перечень стратегических акционерных обществ, доля государства в уставном капитале Общества составляет 51%.
Судами также установлено, что среднесписочная численность работников ОАО "Аэропорт Архангельск" превышает 100 человек.
Как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 08.11.2005 N 438-0, из положений пункта 4 статьи 83 НК РФ следует, что осуществление налогоплательщиком деятельности, позволяющей отнести его к "крупнейшим налогоплательщикам", находится в ряду иных специальных оснований, по которым подлежат постановке на учет в налоговых органах отдельные категории налогоплательщиков. Подобное регулирование, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 НК РФ, обусловлено юридически значимыми объективными различиями между ними и потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства, который гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной и той же категории, и не исключает в отношении лиц, принадлежащих по условиям и роду деятельности к другим категориям налогоплательщиков, возможность установления иных правовых предписаний.
При этом необходимо учитывать, что обязанности по осуществлению учета крупнейших налогоплательщиков, включая обязанность по информированию о постановке их на учет в качестве таковых, возлагаются на налоговые органы (Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 85н). Таким образом, сама процедура постановки на учет крупнейших налогоплательщиков осуществляется без участия налогоплательщиков и не влечет для них неблагоприятные имущественные последствия или нарушение их прав.
Поэтому следует признать правильным вывод судов о том, что на момент направления обществом в налоговые органы заявления от 04.04.2008 N 1099 о снятии его с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, а также на момент рассмотрения указанного заявления налоговыми органами, заявитель соответствовал установленным критериям отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, а следовательно, оснований для удовлетворения заявления у Инспекции не имелось.
Также судами обоснованно отклонен довод заявителя о том, что он подлежит снятию с учета, так как первоначально был поставлен на налоговый учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в отсутствие соответствующих оснований. Действия налоговых органов по постановке на учет заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика в 2006 году при рассмотрении настоящего дела Обществом не оспариваются, проверка их обоснованности и законности не относится к компетенции суда при рассмотрении настоящего дела. Согласно поданному заявлению ОАО "Аэропорт Архангельск" оспаривает решения, действия (бездействие) налоговых органов, выразившиеся в отказе исключить Общество из категории крупнейших налогоплательщиков. Поэтому решение вопроса о правомерности постановки налогоплательщика на налоговый учет в качестве крупнейшего в 2006 году не имеет отношения к предмету данного спора.
Кроме того, согласно пункту 7 Приказа ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. Таким образом, соответствующий налоговый орган вправе учитывать в течение трех лет в качестве крупнейшего даже того налогоплательщика, который перестал удовлетворять установленным критериям. Общество и в 2006 году и в 2008 году имело в. уставном капитале долю вклада учредителя (государство) свыше 50%. Следовательно, у Инспекции отсутствовали основания для снятия Общества с налогового учета как крупнейшего налогоплательщика.
Принятие Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" ограничивает крупнейших налогоплательщиков в применении специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности также как и других налогоплательщиков, перечисленных в пунктах 2.1 и 2.2 статьи 346.26 НК РФ. Однако, такое ограничение не находится в непосредственной взаимосвязи с основаниями издания ФНС России приказа от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@, которым утверждены критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам. Издание названного приказа ФНС России соответствует пункту 1 статьи 83 НК РФ и приказу Минфина России от 11.07.2005 N 85н. Следовательно, довод заявителя о том, что названный приказ ФНС России не подлежит применению, правомерно отклонен судами.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Причем, для признания решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: чтобы эти действия не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, и чтобы они нарушали права и законные интересы обратившихся в суд организаций (или граждан).
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что отказ налоговых органов снять заявителя с налогового учета в качестве крупнейшего налогоплательщика федерального уровня в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу каким-либо образом нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Общества о том, что в силу положений пункта 3 Критериев оно подлежит налоговому администрированию на федеральном уровне, в связи с чем его постановка на учет и нахождение на налоговом учете в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по АО и НАО является неправомерным, был надлежащим образом исследован судами.
Отклоняя данный довод заявителя, суды правильно указали на то, что силу пункта 8 Приказа МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ организации, относящиеся к крупнейшим налогоплательщикам и подлежащие налоговому администрированию на федеральном уровне, до постановки на учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам подлежат налоговому администрированию в Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
При этом срок нахождения организаций в Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам до их постановки на учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам не установлен.
Кроме того, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по АО и НАО входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Нарушения прав и интересов налогоплательщика, при его нахождении на налоговом учете в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по АО и НАО, суды не усмотрели.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Следовательно, правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества и отмены принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу N А05-5532/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2009 г. N А05-5532/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника