Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2009 г. N А21-3038/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 13.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.07.2008 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2008 (судьи Загараева Л.П., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А21-3038/2008,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Олди-Транс" (далее - Общество) 18 047 руб. 30 коп. штрафа на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением суда от 14.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, Фондом соблюдена процедура привлечения Общества к ответственности за совершение правонарушения в сфере обязательного пенсионного страхования; порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), не применим к спорным правоотношениям.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку своевременности, полноты и достоверности представления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В ходе проверки установлено, что необходимые сведения за 2007 год Общество представило 26.03.2008, то есть с нарушением срока, установленного действующим законодательством.
По результатам проверки Фондом составлен акт камеральной проверки от 26.03.2008 N 16, протокол от 16.04.2008 рассмотрения акта камеральной проверки.
Решением от 17.04.2008 N 2 Фонд привлек Общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 18 047 руб. 30 коп. штрафа за представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, с нарушением срока, установленного статьей 11 Закона 27-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ"
Фонд направил Обществу требование от 17.04.2008 N 2, в котором предложил уплатить штраф в трехдневный срок со дня получения требования.
Поскольку требование в установленный срок не исполнено, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали в удовлетворении заявления, сославшись на нарушение Фондом порядка привлечения страхователя к ответственности, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим же Законом. Поскольку законодательными актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, такие правоотношения должны регулироваться Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе главой 14 НК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзац 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ"
В силу пункта 1 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 названного Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Из материалов дела следует, что решение от 17.04.2008 N 2 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа, Фонд принял в отсутствие представителя Общества. Доказательства, подтверждающие извещение Фондом Общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки на 17.04.2008, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды сделали правомерный вывод о том, что решение от 17.04.2008 N 2 Фонд принял в отсутствие страхователя, не извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что является нарушением существенного условия процедуры привлечения к ответственности. Решение от 17.04.2008 N 2, вынесенное с нарушением процедуры привлечения страхователя к ответственности не может служить основанием для взыскания Фондом штрафных санкций.
Суды правомерно указали, что протокол от 16.04.2008 рассмотрения акта камеральной проверки Фонд вынес также в отсутствие представителя Общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, поскольку уведомление от 09.04.2008 N 399 о дате и месте рассмотрения акта проверки, отправленное Фондом в адрес Общества 10.04.2008, получено страхователем 07.05.2008, то есть после составления протокола.
Таким образом, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления Фонда.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.07.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2008 по делу N А21-3038/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2009 г. N А21-3038/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника