Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 января 2009 г. N А26-3637/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от государственного учреждения - Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования Блиновой Л.А. (доверенность от 24.12.2008 N 07-26-147), Андреевской Е.С. (доверенность от 24.12.2008 N 03-06/865), от муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" Коршуновой В.В. (доверенность от 10.09.2008),
рассмотрев 20.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2008 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-3637/2008,
установил:
Государственное учреждение - Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 4" (далее - Поликлиника) о взыскании 1 479 773 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Решением суда от 05.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2008, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Поликлиника просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их соответствующими действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы, а представитель Поликлиники возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку целевого и рационального использования Поликлиникой средств обязательного медицинского страхования за период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года.
В результате проверки выявлено нецелевое использование Поликлиникой средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 572 934 руб., о чем составлен акт от 03.04.2008.
Фонд направил Поликлинике предписание от 14.04.2008 N 13 об устранении выявленных нарушений, в котором обязал Поликлинику возместить до 14.05.2008 средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению.
Поскольку Поликлиника возместила спорные средства не в полном объеме, Фонд обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, сделав вывод, что Фонд является ненадлежащим истцом по делу.
Кассационная инстанция считает судебные акты законными и обоснованными.
В силу абзаца 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Статьей 4 Закона N 1499-1 предусмотрено, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 20 и 23 Закона N 1499-1 установлено, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.
В соответствии со статьей 27 указанного Закона медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Суды установили, что в спорном периоде Поликлиника осуществляла деятельность на основании договоров, заключенных со следующими страховыми медицинскими организациями: обществом с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (договор от 28.12.2004) и обществом с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "РЕСО-МЕД" (договор от 24.06.2005).
В соответствии с условиями указанных договоров установлена обязанность страховых медицинских организаций оплачивать оказываемую медицинским учреждением лечебно-профилактическую помощь по тарифам или финансовым нормативам, установленным тарифным соглашением и установлен порядок оплаты выставляемых Поликлиникой счетов.
Из материалов дела следует и в судебном заседании представители Фонда подтвердили, что Фондом заявлено требование о взыскании с Поликлиники 1 479 773 руб. денежных средств (в виду их нецелевого использования), которые перечислены страховыми медицинскими организациями Поликлинике в рамках вышеуказанных договоров, участником которых Фонд не является.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что у Фонда отсутствуют полномочия на предъявление требования о взыскании с Поликлиники денежных средств, перечисленных ей по договорам, заключенным со страховыми медицинскими организациями, за оказанные медицинские услуги и он является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Согласно пункту 6 части 8 раздела 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и пункту 9 части 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095) предусмотрено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В силу пункта 4 Указа N 1095 средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Указанными нормативными актами не предусмотрено право Фонда на взыскание в судебном порядке с медицинского учреждения средств обязательного медицинского страхования, полученных в рамках договора, заключенного со страховыми медицинскими организациями, и использованных не по целевому назначению.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 по делу N А26-3637/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2009 г. N А26-3637/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника