Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 января 2009 г. N А56-21012/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Журавлевой О.Р.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу Дубинского А.А. (доверенность от 12.01.2009 N 03-30-09/00036), от закрытого акционерного общества "Райффайзенбанк" Карпова А.А. (доверенность от 10.12.2007 N 414675),
рассмотрев 26.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Райффайзенбанк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2008 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 (судьи Петренко Т.И., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-21012/2008,
установил:
Закрытое акционерное общество "Райффайзенбанк" (далее - ЗАО "Райффайзенбанк", Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 04.06.2008 N 14-31/34 о привлечении Банка к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 17.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2008, в удовлетворении требований Банку отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Райффайзенбанк", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.
Податель жалобы считает, что банки не относятся к субъектам, у которых налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поэтому они не могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 129.1 НК РФ. Поскольку банки не являются налогоплательщиками и налоговыми агентами, то налоговые органы вправе привлекать их к ответственности только по соответствующим статьям главы 18 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель также не согласен с выводами судов о том, что требование налогового органа о представлении документов (информации) не противоречит содержанию статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), обязывающей банки не разглашать сведения, составляющие банковскую тайну.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми направила в адрес Инспекции поручение от 14.12.2007 N 14-12/5720 об истребовании у филиала Банка "Северная столица" копий следующих документов, касающихся деятельности ОАО "Монди Бизнес Мейпа Сыктывкарский ЛПК", в связи с проводимой камеральной проверкой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2007 года: паспортов сделок, ведомостей банковского контроля, межбанковских сообщений, подтверждающих поступление валютной выручки в пользу экспортера, мемориальных ордеров.
Инспекция на основании названного поручения в порядке статьи 93.1 НК РФ направила Банку требование от 20.12.2007 N 14-07-14/11026 с предложением представить в налоговый орган указанные документы в течение пяти дней со дня его получения.
ЗАО "Райффайзенбанк" указанное требование получено 11.01.2008. но истребованные документы направлены им в Инспекцию по почте 22.01.2008 (согласно штемпелю предприятия связи на конверте), то есть с нарушением пятидневного срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ и указанного в требовании о представлении документов (информации), на четыре дня.
В связи с нарушением срока представления истребованных документов Инспекция составила акт от 08.05.2008 N 11 об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении филиалом Банка в части деятельности его филиала "Северная столица" налогового правонарушения, а затем с учетом возражений заявителя приняла решение от 04.06.2008 N 14-31/34.
Названным решением Инспекция привлекла Банк к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде взыскания 1 000 руб. штрафа.
Требование налогового органа от 06.06.2008 N 265 об уплате этой суммы в добровольном порядке в срок до 22.06.2008 ЗАО "Райффазенбанк" не исполнило, а обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что непредставление (несвоевременное представление) Банком запрошенных Инспекцией в порядке статьи 93.1 НК РФ документов влечет применение к нему ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы.
Лицо, получившее требование о представлении документов, исполняет его в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок сообщает, что не располагает такими документами (пункт 5 статьи 93.1 НК РФ).
Отказ лица от представления запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки или непредставление их в установленный срок признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ (пункт 6 статьи 93.1 НК РФ).
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Банк, получив требование о представлении документов, не исполнил его в установленный законом срок.
Довод заявителя о том, что банки не являются субъектами налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно ими отклонен.
В статье 11 НК РФ приведены понятия, используемые для целей Налогового кодекса Российской Федерации и иных актов законодательства о налогах и сборах. Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица.
Таким образом, понятие "лица" включает организации и (или) физических лиц.
В силу статьи 1 Закона N 395-1 кредитные организации (включая банки) являются юридическими лицами, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеют право осуществлять банковские операции.
Следовательно, в тех случаях, когда нормами Налогового кодекса Российской Федерации не используется специальное понятие "банки", любая кредитная организация (включая банки) как юридическое лицо подпадает под понятие "организация" и, соответственно, под более общее понятие - "лицо".
Наличие в Налоговом кодексе Российской Федерации главы 18, регулирующей ответственность банков как специальных субъектов, не исключает возможности возложения на них общих публично-правовых обязанностей, как и на любую другую организацию - участника налоговых правоотношений.
Следовательно, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе в порядке статьи 93.1 НК РФ истребовать у банка документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, как у лица, располагающего этими документами, а банк обязан их представить в установленные законодательством сроки.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что содержание состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.1 НК РФ, позволяет отнести к субъектам этого правонарушения любых лиц (включая банки), не представивших (несвоевременно представивших) налоговому органу затребованные документы (информацию).
Ссылка Банка на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 N 257-0 несостоятельна, поскольку в спорном правоотношении Банк выступал не как агент государства, участвующий в перечислении налогов в бюджет, а как юридическое лицо, имеющее договорные отношения с проверяемым налогоплательщиком, не связанные с перечислением налоговых платежей.
Правомерно отклонен судами и довод заявителя о том, что требование налогового органа о представлении документов (информации) противоречит содержанию статьи 26 Закона N 395-1, обязывающей банки не разглашать сведения, составляющие банковскую тайну.
Согласно пункту 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.
В силу пункта 7 статьи 93.1 НК РФ приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892 утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов. Основаниями для истребования налоговыми органами документов в порядке статьи 93.1 НК РФ являются проведение налоговой проверки, дополнительные мероприятия налогового контроля, необходимость получения информации о конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок.
Следовательно, если налоговый орган действует в пределах предоставленных ему полномочий, он вправе в установленном законом порядке истребовать у банков необходимые документы (информацию), в том числе и содержащие сведения, которые относятся к банковской тайне.
В данном случае требование о представлении документов достаточно мотивировано заинтересованным лицом: указаны сведения о проводимой проверке, к требованию была приложена копия поручения от 17.12.2007. Кроме того, заявитель не ходатайствовал о продлении срока для представления запрошенных документов.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали правомерный вывод о совершении Банком налогового правонарушения, установленного пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ, влекущим привлечение его к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 по делу N А56-21012/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Райффайзенбанк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст.126 НК РФ, влечет взыскание штрафа.
По мнению банка, налоговый орган неправомерно привлек его к налоговой ответственности по п.1 ст.129.1 НК РФ, поскольку он не относиться к субъектам, у которых налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) в порядке ст.93.1 НК РФ.
Суд указал, что из п.1 ст.93.1 НК РФ следует, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
Кроме того, лицо, получившее требование о представлении документов, исполняет его в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок сообщает, что не располагает такими документами (п.5 ст.93.1 НК РФ).
Пунктом 6 ст.93.1 НК РФ предусмотрено, что отказ лица от представления запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки или непредставление их в установленный срок признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность по ст.129.1 НК РФ.
В тех случаях, когда нормами НК РФ не используется специальное понятие "банки", любая кредитная организация (включая банки) как юридическое лицо подпадает под понятие "организация" и, соответственно, под более общее понятие - "лицо".
Таким образом, доводы банка о неправомерном привлечении его к налоговой ответственности по п.1 ст.93.1 НК РФ признаны необоснованными.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2009 г. N А56-21012/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника