Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 января 2009 г. N А05-6195/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б.,
при участии от Архангельской таможни Германова Д.О. (доверенность от 26.09.2008 N 47),
рассмотрев 13.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.07.2008 (судья Панфилова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-6195/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АВТОКОЛОННА-2005" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными требований Архангельской таможни (далее - Таможня) от 17.04.2008 о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10203100/100408/0000890 и 10203100/100408/0000891 в сумме 1 920 987, 60 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2008, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал приведенные в жалобе доводы. Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 23.04.2008 Общество согласно договору международного лизинга от 12.11.2007 N 071112-АvtokoionnА-2005 в таможенном режиме "временный ввез" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД N 10203100/100408/0000890 и 10203100/100408/0000891 два седельных тягача "Voivo FH 4X2 Г"; код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - код ТН ВЭД России)-8701201012.
По результатам рассмотрения Таможней обращения Общества о полном условном освобождении от уплаты таможенной пошлины и от налогов без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей на срок 3,5 года, таможенным органом принято решение (письмо Таможни от 17.04.2008 N 07-01-23/3394) о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 340 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Согласно требований Таможни от 17.04.2008 документы, подтверждающие уплату Обществом данного обеспечения з сумме 1 920 987, 60 руб., должны быть предоставлены таможенному органу 12.05.2008.
Посчитав предъявленные требования незаконными, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемые требования недействительными, сделав вывод о том, что Таможня не представила доказательств того, что при освобождении Общества от уплаты таможенных платежей требования таможенного законодательства Российской Федерации не будут выполнены заявителем.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Временный ввоз - это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 209 ТК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 212 ТК РФ перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 (далее - Постановление N 147) предусмотрено, что в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2; 8704 23 910 4; 8716 39 300 1; 8716 39 300 2; 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предусмотрено полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
Перечень документов, подтверждающих использование транспортных средств (указанных в пункте 2 Постановления N 147) для осуществления международных перевозок товаров, как и порядок контроля за использованием этих транспортных средств в указанных целях определяются Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс РФ) и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (далее - ГТК РФ), а также принятым во исполнение Постановления N 147 совместным приказом Министерства транспорта РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 08.09.2003 N 187/970 "О перечне документов и порядке контроля целевого использования транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2003 N 5129).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ввезенные Обществом транспортные средства относятся к товарам кода ТН ВЭД России 8701 20 101 2. Таким образом, в отношении указанных транспортных средств предусмотрена тарифная льгота в виде полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок.
Статьей 337 ТК РФ предусмотрены общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 151 и подпункту 2 пункта 1 статьи 337 ТК РФ товары подлежат условному выпуску, если льготы по уплате таможенных платежей, пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по использованию и распоряжению товарами. Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае условного выпуска товаров.
Согласно пункту 4 распоряжения Государственного таможенного комитета РФ от 17.03.2004 N 118-р "О размере обеспечения уплаты таможенных платежей" таможенным органам предписано применять обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении товаров, выпущенных условно в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 151 ТК РФ, только в случаях отсутствия необходимых документов, подтверждающих правомерность применения таких льгот.
Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства (пункт 3 статьи 14 ТК РФ).
Письмом от 15.04.2004 N 01-06/13988 ГТК РФ разъяснил, что рассматриваемые товары ограничены к использованию в Российской Федерации, о чем имеются соответствующие отметки в их регистрационных документах, а также, что контроль за их эксплуатацией и коммерческими операциями с ними осуществляется и другими государственными службами, в связи с чем предъявление таможенными органами требований по обеспечению уплаты таможенных платежей должно быть обоснованным и адекватным деятельности российских организаций как международных перевозчиков.
При этом решение о требовании обеспечения уплаты таможенных платежей подлежит согласованию с начальником Таможни и должно приниматься с учетом позиции Минтранса РФ и ходатайства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (далее - АСМАП). Требование по обеспечению уплаты таможенных платежей следует предъявлять в случае неоднократного нарушения владельцем большегрузных автомобильных транспортных средств таможенного законодательства Российской Федерации в части уклонения либо способствования уклонению от уплаты таможенных платежей за перемещаемые товары.
Как следует из материалов дела, Общество является участником АСМАП с 2007 года и имеет допуск к системе международной перевозки грузов с 2006 года. Из материалов дела следует, что АСМАП не располагает сведениями о нарушениях, связанных с нецелевым использованием Обществом транспортных средств, помещенных под таможенный режим временного ввоза.
Судами установлено, что Общество представило в таможенный орган все необходимые документы и сведения, подтверждающие право на льготу по уплате таможенной пошлины.
Доказательств того, что после получения названных льгот требования таможенного законодательства Российской Федерации не будут надлежаще исполнены Обществом, таможенным органом не представлено. Доводам Таможни о размере уставного капитала Общества, ссылкам на данные бухгалтерского баланса апелляционным судам дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительными требования Таможни от 17.04.2008 о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей по ГТД N 10203100/100408/0000890 и 10203100/100408/0000891 в сумме 1 920 987, 60 руб.
Судебные акты соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А05-6195/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2009 г. N А05-6195/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника