Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 февраля 2009 г. N А21-133/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
при участии от Калининградской областной таможни Журавель Е.И. (доверенность от 30.12.2008 N 162),
рассмотрев 10.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2008 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 (судьи Зотеева Л.В., Петренко Т.И., Семенова А.Б.) по делу N А21-133/2008,
установил:
Закрытое акционерное общество "Металлическая упаковка" (далее - Общество, ЗАО "МетУпак") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями об оспаривании требований Калининградской таможни (после реорганизации Калининградская областная таможня; далее - Таможня) об уплате таможенных платежей: от 04.01.2008 N 10205000/040108/0000038, от 22.01.2008 N 10205000/220108/0000085, от 30.01.2008 N 10205000/300108/0000088.
Суд первой инстанции объединил возбужденные по заявлениям Общества дела в одно производство с присвоением делу номера N А21-133/2008.
Решением суда от 26.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2008, заявления Общества удовлетворены, оспариваемые требования таможенного органа признаны недействительными.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы указывает на то, что Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) не предусмотрено применение таможенного режима свободной экономической зоны в Калининградской области и оформление в особом порядке продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, юридическими лицами, созданными в результате преобразования юридических лиц, осуществлявших на 01.04.2006 свою деятельность на основании Закона N 16-ФЗ. Кроме того, по мнению таможенного органа, судами необоснованно применены положения статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Представитель Общества, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие. Общество направило отзыв на жалобу.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является правопреемником общества с ограниченной ответственностью "Металлическая упаковка", зарегистрированного на территории Калининградской области 28.08.2000 (свидетельство о государственной регистрации серии КД-ОКР N 3415) и реорганизованного путем преобразования. Общество с ограниченной ответственностью преобразовано в ЗАО "МетУпак" (свидетельство о государственной регистрации от 23.10.2006 серии 39 N 001048281, являясь участником особой экономической зоны, осуществляло свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ), занималось производством продуктов переработки (консервные банки и крышки) и использовало соответствующий таможенный режим.
С 01.04.2006 в Калининградской области применяется таможенный режим свободной таможенной зоны - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ (часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ).
Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, регламентировано положениями статьи 13 Закона N 16-ФЗ. Особенности применения ставок таможенных пошлин в отношении продуктов переработки определены в статье 14 Закона N 16-ФЗ.
В силу части первой статьи 23 Закона N 16-ФЗ юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу этого Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Закона N 13-ФЗ, могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой третьей Закона N 16-ФЗ, с особенностями, установленными главой восьмой Закона N 16-ФЗ (раздел "Переходные положения", статьи 23 - 24 Закона N 16-ФЗ).
Согласно частям второй и третьей статьи 23 Закона N 16-ФЗ при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям переработки, установленным статьей 24 Закона N 16-ФЗ. При вывозе с территории Особой экономической зоны продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполняются условия, установленные статьей 24 Закона N 16-ФЗ.
В статье 24 Закона N 16-ФЗ приведены критерии достаточной переработки, относительно которых в данном случае спор отсутствует.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенный орган провел специальные таможенные ревизии Общества - проверку соблюдения Обществом таможенного законодательства Российской Федерации в отношении товаров, помещенных под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" на основании сертификатов о происхождении товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области.
По результатам проведенных ревизий Таможня составила акты ревизии от 26.12.2007 N 10205000/261207/00032/03, от 14.01.2008 N 10205000/140108/00032/04, от 22.01.2008 N 10205000/220108/00032/05, в которых указала на неправомерное применение Обществом порядка таможенного оформления продуктов переработки товаров в режиме "выпуск для внутреннего потребления" без уплаты таможенных пошлин и налогов, поскольку Общество не относится к лицам, указанным в части первой статьи 23 Закона N 16-ФЗ.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления Таможней Обществу требований от 04.01,2008 N 10205000/040108/0000038, от 22.01.2008 N 10205000/220108/0000085, от 30.01.2008 N 10205000/300108/0000088 об уплате таможенных платежей и пеней, начисленных в связи с просрочкой уплаты таможенных платежей.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 155 ТК РФ таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон N 16-ФЗ не закрепляют правила, в соответствии с которыми может решаться вопрос о переходе права участника таможенных правоотношений на рассматриваемую льготу. Вместе с тем специальные правила Закона N 16-ФЗ не устанавливают и прямого запрета на переход соответствующего права на льготу к правопреемнику в связи с реорганизацией.
Пунктом 1 статьи 3 ТК РФ предусмотрено, что при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 НК РФ).
При этом понятия, не указанные в пункте 1 статьи 11 ТК РФ, употребляются в Таможенном кодексе Российской Федерации в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 ТК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Пунктом 2 статьи 50 НК РФ предусмотрено, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
В силу пункта 9 статьи 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица признается вновь возникшее юридическое лицо в части исполнения обязанностей по уплате налогов. При этом положения статьи 50 НК РФ применяются также при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу (пункт 13 статьи 50 НК РФ).
Таким образом, в случае реорганизации юридических лиц происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу переходят как обязанности по уплате налогов, в том числе таможенных платежей, так и право на применение предусмотренных таможенных льгот по этим платежам в связи с осуществляемой деятельностью.
Поскольку факт правопреемства таможенным органом не оспаривается, признан судами, установлена лишь смена организационно-правовой формы юридического лица, созданного в 2000 году, следует признать, что заявитель как правопреемник данного юридического лица имеет статус субъекта, зарегистрированного в Калининградской области, осуществляющего деятельность с учетом льгот, предоставленных Законом N 16-ФЗ в переходный период.
Данный вывод судов не противоречит специальным нормам Закона N 16-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием Особой экономической зоны в Калининградской области, и устанавливает гарантии деятельности юридических лиц, зарегистрированных в Калининградской области, с учетом положений Закона N 13-ФЗ.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что Общество правомерно применяло заявленный им таможенный режим и у таможенного органа не имелось правовых оснований для доначисления таможенных платежей, При этом суды правильно применили нормы материального права. Выводы судов основаны на систематическом толковании положений таможенного, налогового и гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24,10,2008 по делу N А21-133/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2009 г. N А21-133/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника