Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 февраля 2009 г. N А56-2806/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 июня 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2008 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 июля 2008 г.
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области Васильевой Е.В. (доверенность от 26.12.2008 N 07-06/22866),
рассмотрев 28.01.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2008 по делу N А56-2806/2008 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Шульга Л.А.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Кубашов Василий Вячеславович обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 28.12.2007 N 220 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26.02.2008 суд удовлетворил заявление.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением от 02.07.2008 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решение от 26.02.2008 и направил дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Решением от 26.08.2008 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 31.10.2008 апелляционный суд отменил решение от 26.08.2008 и, рассмотрев дело по существу, признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 28.12.2007 N 220.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление от 31.10.2008 и оставить в силе решение от 26.08.2008.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Представители предпринимателя, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.12.2007 Инспекция провела проверку полноты оприходования предпринимателем Кубашовым В.В. выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в период с 12.11.2007 по 12.12.2007 в принадлежащем ему павильоне, расположенном по адресу: Ленинградская область, г. Кириши, ул. Советская, д. 11 Б.
При проведении проверки выявлен факт неоприходования в кассу денежной наличности (денежные средства в сумме 1 115 руб. не отражены в журнале кассира-операциониста как разменный фонд), что, по мнению Инспекции, является нарушением Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 15.1 КоАП РФ.
По факту данного нарушения в отношении предпринимателя составлен
протокол от 25.12.2007 N 10-223 об административном правонарушении и 28.12.2007 вынесено постановление N 220 о привлечении его к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде взыскания 5 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, установив наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции признал незаконным постановление Инспекции и отменил решение суда первой инстанции, отметив, что ненадлежащее оформление предпринимателем выдачи кассиру денежных средств разменного фонда, который не обязан вести кассовую книгу, не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда не подлежит отмене.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ), допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ и включенных комиссией в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов-Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление N 88) утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Согласно пункту 2 Постановления N 88 указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Исходя из изложенного, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что Порядком не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу. В связи с этим довод кассационной жалобы о нарушении Кубашовым В.В. Порядка не обоснован.
Ссылка Инспекции на письмо Центрального банка Российской Федерации от 17.07.2006 N 08-17/2540 "О применении Указания Банка России от 14.11.2001 N 1050-У", согласно которому на индивидуальных предпринимателей при совершении ими кассовых операций распространяется действие Порядка, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" письмо не относится к числу нормативных актов, издаваемых Банком России и обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу является превышение фискальных данных отчетов ККМ над данными бухгалтерского учета.
В рассматриваемом случае вывод о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежных средств сделан Инспекцией в связи с выявленным при пересчете расхождением суммы, наличных денег и суммы, отраженной по ККМ, в виде излишка в размере 1 115 руб., что само по себе не является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.
На каждую ККМ в соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, заводится журнал кассира-операциониста.
На основании материалов дела апелляционный суд установил, что предприниматель Кубашов В.В. производил прием наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением с применением ККМ и отражал эти операции в журнале кассира-операциониста, порядок ведения и форма которого утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В связи с тем, что Инспекция не доказала факт неоприходования в кассу предпринимателя денежной наличности, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявление предпринимателя Кубашова В.В., признав незаконным и отменив оспариваемое постановление Инспекции. При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт не подлежит отмене. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2008 по делу N . А56-2806/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2009 г. N А56-2806/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника