Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 февраля 2009 г. N А66-4221/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бычковой Е.Н., Тарасюка И.М.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области Черновой О.А. (доверенность от 22.09.2008) и Петренко С.М. (доверенность от 14.07.2008),
рассмотрев 17.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.09.2008 (судья Ильина В.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2008 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А66-4221/2008,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция N 10) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Формат" (далее - Общество, ООО "Формат") о признании недействительным государственной регистрации Общества при создании путем реорганизации в форме слияния.
В качестве заинтересованных лиц указаны Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области (далее - Инспекция N 10 по Владимирской области), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция N 12).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Инспекция N 10 просит признать недействительным решение о государственной регистрации Общества при реорганизации путем слияния от 22.12.2005 N 1301-2005, вынесенное Инспекцией N 10 по Владимирской области.
Решением от 09.09.2008 в удовлетворении заявления Инспекции N 10 отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2008 решение от 09.09.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция N 10 просит отменить решение и постановление, ссылаясь на нарушение норм материального права, и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы ссылается на то, что государственная регистрация проведена с нарушением Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Инспекция N 10 считает, что сведения, указанные в передаточном акте, являются недостоверными, на основании чего по мнению Инспекции N 10, можно сделать вывод о том, что фактически документы не были представлены. Податель жалобы указывает, что фактически передаточный акт ООО "Формат" не содержит достоверных сведений о размере и структуре задолженности перед его кредиторами. В обоснование кассационной жалобы Инспекция N 10 ссылается на статью 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно абзацу 2 пункта 2 которой непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Кроме того, в ходе проведенной Инспекцией N 10 проверки выявлено, что Общество по адресу, указанному в учредительных документах, не находится, следовательно, Общество представило недостоверные сведения относительно адреса своего места нахождения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию N 10 по Владимирской области поступило заявление по форме Р 12001 о регистрации ООО "Формат" путем реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Вавилон" в форме слияния с обществом с ограниченной ответственностью "Сампир".
Решением от 22.12.2005 N 1301-2005 Инспекция N 10 по Владимирской области зарегистрировала Общество. В качестве адреса места нахождения Общества указано: г. Тверь, пр. Чайковского, д. 19.
В ходе проведенной Инспекцией N 10 проверки обнаружено, что Общество по адресу, указанному в учредительных документах, не находится, никакой деятельности не осуществляет.
Ссылаясь на то, что Общество на государственную регистрацию представило недостоверные сведения, что является грубым нарушением Закона N 129-ФЗ, Инспекция N 10 обратилась в арбитражный суд с иском о признании государственной регистрации недействительной.
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии нарушений Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации Общества.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" предусмотрено, что налоговые органы имеют право предъявлять в суде и арбитражном суде иски, в том числе и о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Инспекция N 10 в соответствии с нормами действующего законодательства обратилась с заявлением о признании решения Инспекции N 10 по Владимирской области незаконным.
Статьей 14 Закона N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, представляется по форме Р 12001.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, Общество представило все необходимые для проведения государственной регистрации документы, что подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган (лист дела 13).
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены статьей 23 Закона N 129-ФЗ. Из названной статьи следует, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Инспекция N 10 не представила доказательств того, что на момент государственной регистрации Обществом представлены недостоверные сведения относительно адреса своего места нахождения.
Инспекция N 10 полагает, что Общество указало в передаточном акте недостоверные сведения относительно кредиторской задолженности, и ссылается на статью 59 ГК РФ.
Суд кассационной инстанции отклоняет указанный довод по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Как следует из материалов дела, Инспекция N 10 обратилась с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица.
При таких обстоятельствах доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.09.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2008 по делу N А66-4221/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2009 г. N А66-4221/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника