Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 февраля 2009 г. N А13-8505/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кирилловой И.И., судей Кирейковой ГГ. и Яковца А.В.,
при участии от Федеральной налоговой службы Колесниковой А.Б. (дов. от
21.07.2008),
рассмотрев 17.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную
жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда
Вологодской области от 28.10.2008 по делу N А13-8505/2008 (судья Шумилова Л.Ф-).
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Строй-Град" (далее - Общество) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Определением от 17.09.2008 заявление ФНС принято к производству.
Определением от 28.10.2008, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить определение от 28.10.2008, признать Общество банкротом и открыть конкурсное производство, ссылаясь на то, что определение нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
По мнению подателя жалобы, должник обладает признаками отсутствующего должника, в частности, прекратило свою деятельность, поскольку Общество и его руководитель отсутствуют по юридическому адресу, и невозможно установить место их нахождения. Кроме того, у Общества отсутствует имущество, за счет которого могут быть покрыты расходы в связи с делом о банкротстве.
При этом ФНС полагает, что у должника отсутствуют признаки недействующего юридического лица, в связи с чем отсутствует возможность исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Реестр) в административном порядке.
Указанная возможность, по мнению уполномоченного органа, отсутствует также по следующим причинам:
- судом не были рассмотрены по существу требования уполномоченного органа и не установлен факт утраты возможности принудительного взыскания обязательных платежей;
-статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) не подлежит применению при наличии у юридического лица признаков банкротства и отсутствующего должника;
- ликвидация юридического лица, имеющего задолженность перед бюджетами разных уровней, может быть осуществлена лишь в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и пунктом 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы полагает незаконным требование суда по представлению доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу и погашена задолженность по обязательным платежам, поскольку в случае отсутствия средств у должника указанные расходы могут быть покрыты за счет заявителя по делу -уполномоченного органа, которому на эти цели выделены средства из федерального бюджета.
В судебном заседании представитель ФНС поддержал жалобу.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение 12 последних месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Реестра в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.
При рассмотрении вопроса о принятии к производству заявления о признании юридического лица банкротом суду необходимо проверить, не является ли это юридическое лицо недействующим, и проводилась ли процедура исключения его из Реестра по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из Реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Реестра в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
Заявление о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части первой статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из Реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.
Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению уполномоченного органа производства по делу о банкротстве, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, установив, Общество отвечает признакам недействующего юридического лица, процедура исключения его из Реестра в административном порядке не проводилась, при этом соответствующие доказательства невозможности применения к должнику указанной процедуры ФНС не представлены, прекратил производство по делу по данному основанию с учетом того, что наличие задолженности по обязательным платежам не является препятствием для исключения недействующего юридического лица из Реестра по решению регистрирующего органа.
Кассационная инстанция находит ошибочным вывод суда о том, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании Общества банкротом 15.09.2008.
Как следует из материалов дела, последняя налоговая декларация представлена в налоговый орган 17.07.2007 (л.д. 109-111).
Общество имеет один расчетный счет N 40702810702000000989 в филиале ОАО "Уралсиб" в городе Вологда (л.д. 27).
Судом установлено, что последняя операция по данному расчетному счету проведена 09.09.2007.
Вместе с тем, согласно данным банка, 17.03.2008 с расчетного счета должника были списаны денежные средства в сумме 327 руб. 40 коп. (л.д. 35).
Последнее поступление денежных средств в сумме 200.000 руб. на расчетный счет, действительно, имело место 09.09.2007, однако наличие у должника признаков недействующего юридического лица не поставлено законодателем в зависимость от того, какого вида операция была совершена по банковскому счету последней.
Таким образом, следует признать обоснованными доводы ФНС о том, что Общество не отвечает признакам недействующего юридического лица и не может в связи с этим быть исключено из Реестра в административном порядке.
В то же время, указанное нарушение судом норм материального права не привело к принятию неправильного судебного акта, поскольку производство по делу правильно прекращено по другим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган должен . представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
При непредставлении таких доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве. Если данные обстоятельства выясняются после возбуждения производства по делу, оно подлежит прекращению применительно к пункту 1 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные доказательства ФНС не представлены.
Доводы уполномоченного органа о выделении ему из федерального бюджета денежных средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства Общества как отсутствующего должника, правильно отклонены судом.
При отсутствии у Общества какого-либо имущества, что ФНС не оспаривает, признание1 должника банкротом и проведение процедуры банкротства повлечет дополнительные расходы бюджетных средств, а не погашение задолженности по обязательным платежам.
В свете изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 28.10.2008 по делу N А13-8505/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
Судьи |
ГГ. Кирейкова |
|
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. N А13-8505/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника