Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 февраля 2009 г. N А13-8506/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Кирейковой Г.Г. и Яковца А.В.,
при участии от Федеральной налоговой службы Колесниковой А.Б. (дов. от 21.07.2008),
рассмотрев 17.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.10.2008 по делу N А13-8506/2008 (судья Шумилова Л.Ф.),
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Вологодские срубы" (далее - Общество) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Определением от 17.09.2008 заявление ФНС принято к производству.
Решением от 31.10.2008, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, в удовлетворении заявления о признании Общества банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника отказано.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить решение от 31.10.2008, признать Общество банкротом и открыть конкурсное производство, ссылаясь на то, что определение нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
По мнению подателя жалобы, должник обладает признаками отсутствующего должника: по юридическому адресу Общество и его руководитель отсутствуют и установить их место нахождения не представляется возможным, должник прекратил свою деятельность. Кроме того, имущество должника заведомо не позволяет покрыть расходы в связи с делом о банкротстве.
При этом ФНС полагает, что у должника отсутствуют признаки недействующего юридического лица, в связи с чем отсутствует возможность исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Реестр) в административном порядке.
Указанная возможность, по мнению уполномоченного органа, отсутствует также и потому, что статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) не подлежит применению при наличии у юридического лица признаков банкротства и отсутствующего должника, а ликвидация юридического лица, имеющего задолженность перед бюджетами разных уровней, может быть осуществлена лишь в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и пунктом 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа поддержал жалобу.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение 12 последних месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Реестра в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании Общества банкротом 15.09.2008.
Как следует из материалов дела, Общество имеет два расчетных счета в ОАО КБ "Севергазбанк". По счету N 40702978700001000396 расчетные операции не проводились с 08.07.2007 по 08.07.2008. По счету N 40702810700000003821 последняя расчетная операция проведена 30.04.2008. Последний бухгалтерский баланс за 9 месяцев 2007 года представлен в налоговый орган 29.10.2007.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Общества признаков недействующего юридического лица.
Вместе с тем, эти же обстоятельства свидетельствуют о том, что должник фактически не прекратил свою деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случаях, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует, или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
По смыслу данной нормы должник - юридическое лицо может быть признан отсутствующим при наличии совокупности названных условий: юридическое лицо фактически прекратило деятельность, и руководитель юридического лица отсутствует или невозможно установить место его нахождения.
Согласно статье 230 Закона о банкротстве в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, подлежат применению положения, предусмотренные параграфом 2 "Банкротство отсутствующего должника" главы XI Закона о банкротстве.
Таким образом, для признания должника отсутствующим, в дело должны быть представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия должника применительно к пункту 1 статьи 227 Закона о банкротстве либо наличие иных оснований, позволяющих в соответствии со статьей 230 этого же Закона о банкротстве рассмотреть дело о банкротстве по правилам для отсутствующего должника.
Как установлено судом первой инстанции, директор Общества Мигунова O.K., подписавшая последний бухгалтерский баланс за третий квартал 2007 года, уволена 20.12.2007 по собственному желанию, о чем незамедлительно сообщила в регистрирующий орган.
В настоящее время сведения о Мигуновой O.K. как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества, содержатся в Реестре.
Органы управления должника не располагаются по адресу, указанному в учредительных документах.
Вместе с тем, лицо, являющееся в настоящее время руководителем должника, не установлено, что само по себе свидетельствует об отсутствии доказательств невозможности установления места его нахождения.
Должник осуществляет операции по банковским счетам и представляет бухгалтерскую отчетность.
В свете изложенного суд первой инстанции правомерно не усмотрел наличия у Общества признаков отсутствующего должника, предусмотренных пунктом 1 статьи 227 Закона.
Что касается довода жалобы об отсутствии у Общества имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы в связи с делом о банкротстве, что, по мнению ФНС, также позволяет в соответствии со статьей 230 Закона о банкротстве рассмотреть дело о банкротстве по правилам для отсутствующего должника, то при системном толковании положений статьи 230 Закона о банкротстве и пунктов 4-6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" следует признать, что отсутствие у должника имущества в размере, достаточном для покрытия расходов в связи с делом о банкротстве, не является основанием для рассмотрения дела о банкротстве по правилам для отсутствующего должника в случае, если заявителем по делу является уполномоченный орган.
Более того, при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника на основании пункта 1 статьи 227 Закона о банкротстве уполномоченный орган должен одновременно с заявлением представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В свете изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.10.2008 по делу N А13-8506/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
А.B. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. N А13-8506/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника