Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 февраля 2009 г. N А56-25001/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 ноября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Бычковой Е.Н., Кирилловой И.И.,
при участии от Федеральной налоговой службы Василевского А.С. (доверенность от 21.01.2009),
рассмотрев 05.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2008 по делу N А56-25001/2008 (судья Антипинская М. В.),
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании открытого акционерного общества "Стройтрест N 69" (далее - Общество, должник) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Определением от 08.08.2008, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, заявление ФНС возвращено.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить определение, признать Общество банкротом и открыть в отношении должника конкурсное производство по упрощенной процедуре.
Податель жалобы ссылается на наличие у Общества задолженности по обязательным платежам в сумме 214 079 руб. 03 коп., его отсутствие по адресу, указанному в учредительных документах, и невозможность установить место нахождения руководителя должника.
ФНС считает, что представление уполномоченным органом доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также погашена задолженность по обязательным платежам, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не предусмотрено, а потому непредставление таких доказательств не является основанием для возвращения заявления о признании должника банкротом.
По мнению заявителя, ссылка суда первой инстанции на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление N 67) является необоснованной, поскольку названое Постановление не является нормативным правовым актом.
В судебном заседании представитель ФНС поддержал доводы жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании Общества банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника, ссылаясь на, то, что у Общества имеется задолженность по уплате пеней в сумме 214 079 руб. 03 коп.; меры по взысканию задолженности, принятые в порядке, установленном законом, не позволили взыскать имеющуюся задолженность; Общество отсутствует по адресу, указанному в учредительных документах; место нахождения руководителя должника установить невозможно; с 2004 года в налоговый орган не представляется бухгалтерская отчетность; у Общества отсутствуют открытые банковские счета.
Суд первой инстанции, учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление N 67), возвратил заявление уполномоченного органа как несоответствующее требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд пришел к выводу, что уполномоченным органом не представлено доказательств наличия средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства в отношении отсутствующего должника.
Кассационная инстанция считает, что суд правильно возвратил заявление уполномоченного органа в связи со следующим.
Как видно из содержания заявления ФНС в арбитражный суд и кассационной жалобы, заявитель считает Общество отсутствующим должником и не оспаривает того, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица, перечисленным в статье 21.1 Закона о регистрации.
Процедура исключения недействующего юридического лица из Реестра является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанного с его ликвидацией. В связи с этим пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
По этой причине исключение недействующего юридического лица из Реестра по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Таким образом, отсутствие задолженности по обязательным платежам не является обязательным условием для признания юридического лица недействующим и исключения его из Реестра по решению регистрирующего органа.
Следовательно, вопреки мнению ФНС наличие задолженности по обязательным платежам у недействующего юридического лица не "переводит" его в категорию отсутствующего должника, поскольку по смыслу статьи 230 Закона о банкротстве любое недействующее юридическое лицо отвечает признакам отсутствующего должника, что, однако, не препятствует исключению такого юридического лица из Реестра в административном порядке.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" к полномочиям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относятся изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики. Данные разъяснения принимаются в виде постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда, которые в силу пункта 2 статьи 13 названного закона обязательны для арбитражных судов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 67, на которое обоснованно сослался суд первой инстанции, при рассмотрении вопроса о принятии к производству заявления о признании юридического лица банкротом суду необходимо в первую очередь проверить, не является ли это юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Реестра по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из Реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Реестра в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
В связи с тем, что названные доказательства уполномоченный орган не представил, заявление о признании Общества банкротом по упрощенной процедуре как отсутствующего должника правомерно возвращено его подателю.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Постановления N 67 одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 этого же Закона и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган должен представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или' частично погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
При непредставлении таких доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве.
Приложенные к заявлению ФНС сведения о том, что за должником числятся транспортные средства 1979-1991 годов выпуска, не могут быть признаны надлежащим доказательством наличия у Общества имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. Справка инспектора МРЭО-8 не подтверждает фактического наличия у должника транспортных средств и не позволяет установить их стоимость.
Введение в отношении Должника процедуры конкурсного производства, на чем настаивает податель кассационной жалобы, повлечет неоправданное расходование бюджетных средств без погашения задолженности по обязательным платежам, вопреки целям и задачам конкурсного производства.
В нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 5 Постановления N 67 уполномоченный орган не представил доказательств возможности обнаружения у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов, выплаты вознаграждения арбитражному управляющему, полного или частичного погашения задолженности по обязательным платежам.
Ошибочное указание в резолютивной части определения от 08.08.2008 на возвращение заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ленинградской области (далее - Инспекция), а не ФНС не влияет на законность обжалуемого судебного акта. В заявлении от 21.07.2008 N 03-07/8777 о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) и приложенных к нему документов указано, что с данным заявлением в суд обратился уполномоченный орган. Заявление подписано начальником Инспекции с приложением копии доверенности от 22.05.2008 серии 78 ВИ N 255479, в силу которой названное должностное лицо наделено правом представлять ФНС в судах при реализации полномочий и функций уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в соответствии с законодательством о банкротстве. Представитель наделен полномочиями по ведению дел в суде, включая право подписания заявления о признании должника банкротом. Таким образом, суд правомерно возвратил заявление ФНС. Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2008 по делу N А56-25001/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
И.И. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2009 г. N А56-25001/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника