Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2009 г. N А56-22695/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Глобал Гейм" Ге Д.Г. (доверенность от 01.09.2008 N 3/08), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Газневой Н.В. (доверенность от 11.01.2009 N 11-06/5),
рассмотрев 19.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N б по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2008 по делу N А56-22695/2008 (судья Галкина Т.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Глобал Гейм" (далее - ООО "Глобал Гейм", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция) по не выдаче свидетельства о регистрации десяти игровых столов и изменения количества объектов налогообложения (игровых автоматов) в установленный законом срок, а также об обязании Инспекции выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения (десяти игровых столов) и свидетельства о регистрации изменений количества объектов налогообложения (игровых автоматов) в соответствии с заявлениями, поданными Обществом.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2008 требования Общества удовлетворены.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у Инспекции отсутствовали основания для выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения, поскольку открытие в декабре 2007 года казино по адресу, по которому ранее располагался зал игровых автоматов, означает открытие нового игорного заведения и поэтому противоречит Федеральному закону "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 29.12.2006 N 244-ФЗ (далее - Закон N 244-ФЗ), в соответствии с которым открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу названного закона возможно только на территории игорных зон.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Глобал Гейм" в качестве юридического лица зарегистрировано 14.04.2003.
Общество осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 001747, выданной 02.06.2003 со сроком действия до 02.06.2008.
Налогоплательщик представил в Инспекцию заявление от 21.12.2007 о регистрации десяти игровых столов и несколько заявлений о регистрации игровых автоматов (от 23.01.2008, от 15.02.2008, от 18.02.2008, от 05.03.2008 и от 12.05.2008).
Налоговый орган письмом от 23.06.2008 N 14-05/27630 отказал в регистрации объектов налогообложения и в регистрации изменения количества объектов налогообложения.
Общество, посчитав такие действия налогового органа незаконными, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, посчитал необоснованной ссылку налогового органа на то, что открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Закона N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон, поскольку пришел к выводу о том, что ООО "Глобал Гейм" не является вновь открытым заведением, а продолжает осуществление деятельности по содержанию игорного заведения. Следовательно, Обществу неправомерно отказано в регистрации объектов налогообложения и регистрации изменений количества объектов налогообложения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, изложенные в жалобе, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Законом N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (часть 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 указанного закона игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным законом.
Решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 9 Закона N 244-ФЗ).
В силу части 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии, при условии их соответствия требованиям, установленным Законом N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Вместе с тем пунктом 7 статьи 16 Закона N 244-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете начиная с 01.07.2007 на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В соответствии с указанной нормой принят Областной закон Ленинградской области от 18.06.2007 N 96-оз "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов на территории Ленинградской области" (далее - Областной закон), которым запрещается на территории Ленинградской области с 01.01.2008 деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов. При этом запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в казино не введен.
Суд кассационной инстанции не принимает довод Инспекции о том, что налогоплательщиком в декабре 2007 года открыто новое игорное заведение по адресу: Ленинградская область, город Тихвин, площадь Свободы, дом 8 в связи со следующим.
Налоговый орган не оспаривает, что по состоянию на 01.01.2007 Общество по указанному адресу осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр в зале игровых автоматов и было поставлено на налоговый учет по месту осуществления такой деятельности. Инспекцией также не оспаривается, что по состоянию на 01.07.2007 деятельность ООО "Глобал Гейм" по указанному адресу соответствовала требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.
ООО "Глобал Гейм" предприняло необходимые меры по приведению своего игорного заведения в соответствии с требованиями Областного закона, в частности, издало приказ от 03.12.2007 N 231/1 о переоборудовании игорного заведения в казино, в соответствии с которым зал игровых автоматов, расположенный по адресу: Ленинградская область, город Тихвин, площадь Свободы, дом 8 переоборудуется в казино; заключило договор аренды нежилого помещения площадью 851,1 кв. м по указанному адресу от 01.12.2007 N 1-ТИ; издало приказ от 21.12.2007 N 242/2 о начале эксплуатации казино с 26.12.2007; направило в Инспекцию заявление от 21.12.2007 о регистрации десяти игровых столов.
Порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес регулируется нормами статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Игровые столы и игровые автоматы в соответствии с пунктом 1 статьи 366 НК РФ отнесены к объектам обложения налогом на игорный бизнес.
Согласно пункту 2 этой же статьи в целях главы 29 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта налогообложения.
Пунктом 4 статьи 366 НК РФ установлено, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 НК РФ регистрация объектов налогообложения осуществляется налоговым органом в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения).
Таким образом, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в связи с чем невыдача Обществу в пятидневный срок свидетельства о регистрации при получении соответствующего заявления является нарушением положений пункта 6 статьи 366 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам и применены нормы материального права, подлежащие применению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2008 по делу N А56-22695/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2009 г. N А56-22695/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника