Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 февраля 2009 г. N А13-1579/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирейковой Г.Г. и Кирилловой И.И.,
рассмотрев 25.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.07.2008 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 (судьи Романова А.В., Журавлев А.В., Козлова С.В.) по делу N А13-1579/2008,
установил:
Администрация города Вологды (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) о взыскании (с учетом уменьшения размера исковых требований) 3.670.780 руб. расходов, связанных с предоставлением жилого помещения судье Вологодского городского суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управление Судебного департамента в Вологодской области и общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки".
Решением от 21.07.2008 исковые требования удовлетворены: с Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 3.670.780 руб. расходов. В иске к Судебному департаменту отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.10.2008 решение от 21.07.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение и постановление как принятые с нарушением норм материального права, в иске Администрации за счет Минфина отказать. По мнению подателя жалобы, предоставив квартиру судье из состава муниципального жилищного фонда, Администрация не понесла расходов, связанных с приобретением жилья. Кроме того, суды неправомерно взыскали рыночную стоимость квартиры.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить решение и постановление без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Вологодского городского суда от 29.12.2004, которое изменено кассационным определением коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 18.02.2005, на Администрацию возложена обязанность во внеочередном порядке в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Рогатенко Людмиле Николаевне по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение по нормам согласно действующему законодательству (том 1, листы дела 24-25, 81-86).
В соответствии с постановлением главы города Вологды от 26.01.2007 N 209 Рогатенко Л.Н. по договору социального найма предоставлена трехкомнатная благоустроенная квартира общей площадью 85 кв. м, расположенная по адресу: город Вологда, ул. Текстильщиков, дом 13, квартира 181, на семью из четырех человек (том 1, лист дела 28).
От имени собственника жилого помещения - муниципального образования "Город Вологда" договор социального найма жилого помещения от 07.02.2007 N 32 с Рогатенко Л.Н. заключен Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации.
Впоследствии в соответствии с договором на передачу квартиры в собственность граждан от 06.03.2007 предоставленная квартира передана в общую долевую собственность Рогатенко Л.Н., Рогатенко Ксении Сергеевны и Рогатенко Арсения Сергеевича, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1, лист дела 78).
Поскольку муниципальному образованию из федерального бюджета не компенсирована стоимость квартиры, выбывшей из муниципальной собственности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
В силу статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы судоустройства, составной частью которого является правовой статус судей, относятся к ведению Российской Федерации. Как следует из статьи 124 Конституции Российской Федерации, финансирование судов, в том числе материальное и социальное обеспечение судей, производится только из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 1 Федерального закона от 10.02.1999 N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" материальное и социально-бытовое обеспечение предоставляется судьям за счет государства, финансирование судов в целом осуществляется только за счет средств федерального бюджета.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), статьями 71, 124, 133 Конституции Российской ,-Федерации, пришли к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по компенсации предоставленного федеральному судье жилья возложена на федеральный бюджет, и удовлетворил иск за счет средств казны Российской Федерации.
Кассационная коллегия, изучив доводы подателя жалобы и материалы дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о статусе судей местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели.
Следовательно, право на компенсацию расходов в силу пункта 3 статьи 19 Закона о статусе судей возникает у органов местного самоуправления в случае предоставления во внеочередном порядке жилого помещения в собственность судьи. При этом в случае передачи в собственность судьи жилого помещения из муниципального жилищного фонда компенсация может рассчитываться исходя из стоимости предоставленного жилья с целью гарантии права собственности муниципальных образований.
Согласно статье 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" редакция пункта 3 статьи 19 Закона о статусе судей изменена.
Пункт 3 статьи 19 Закона о статусе судей изложен в следующей редакции: "Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Несмотря на то, что жилье было фактически предоставлено после 01.01.2005, суд кассационной инстанции считает, что у Администрации возникло право на компенсацию, поскольку указанное жилье предоставлено во исполнение решения суда от 29.12.2004 и в последующем в результате приватизации указанная квартира выбыла из муниципальной собственности.
В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции отклоняет доводы подателя жалобы о том, что у муниципального образования не возникло право на компенсацию.
Поскольку Законом о статусе судей предусмотрено, что компенсации осуществляется за счет средств федерального бюджета, то суд при таким обстоятельствах пришел к правильному выводу о том, что расходы истца должник быть компенсированы за счет средств федерального бюджета. Доказательства того что Судебному департаменту из федерального бюджета были выделены средства, материалы дела не представлены.
Кассационная коллегия считает, что суд пришел к правильному выводу о необходимости возмещения стоимости квартиры с учетом ее рыночной оценки, поскольку Администрация понесет расходы по приобретению других квартир для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что решение принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 по делу N А13-1579/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации -без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
И.И. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2009 г. N А13-1579/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника