Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 февраля 2009 г. N А21-2593/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бычковой Е.Н., Тарасюка И.М.,
при участии от Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградгазификация" Астапенко П.В. (доверенность от 04.01.2009),
рассмотрев 17.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2008 по делу N А21-2593/2008 (судья Качанович Ю.М.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградгазификация" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Калининградской области (далее - Минфин КО) о взыскании 675 138 руб. 19 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2006, 2007 годах отдельным категориям граждан льгот по оплате газа во исполнение Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Закон N 175-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Закон N 2-ФЗ).
Определением от 25.06.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования и просил взыскать с надлежащего ответчика в пользу Предприятия 675 138 руб. 19 коп. расходов, возникших в результате предоставления льгот.
Решением от 30.09.2008 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 675 138 руб. 19 коп. В иске к Минфину КО отказано. Предприятию возвращено из федерального бюджета 13 251 руб. 38 коп. государственной пошлины.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права и вынести новый судебный акт, которым доказательств, что граждане, которым предоставлялись льготы, имеют право на их получение.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие в 2006, 2007 годах во исполнение Законов N 1244-1, 175-ФЗ, 2-ФЗ предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате газа, в результате чего понесло расходы, невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд сделал вывод, что требования истца подлежат удовлетворению за счет средств федерального бюджета.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу статей 2, 3 Закона N 175-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, гражданам, подвергшимся радиации, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пунктах 1, 2 части первой статьи 13 Закона N 1244-1.
Согласно статье 15 Закона N 175-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, меры социальной поддержки, предусмотренные названным Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно статье 14 Закона N 1244-1 в редакции, действовавшей в спорный период, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 названного Закона, гарантируются оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных названным пунктом.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки и размера занимаемой площади. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Пунктом 17 статьи 2 Закона N 2-ФЗ предусмотрены аналогичные льготы для граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Законом N 2-ФЗ также предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктом 17 части первой названной статьи. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд сделал правильный вывод о том, что возмещение расходов, возникающих в результате предоставления льгот, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" Федеральной фонд компенсаций утвержден на 2006 год в сумме 73 855 605,3 тыс. руб.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 58 925 078,6 тыс. руб., предусмотренные в том числе и Законами N 1244-1, 175-ФЗ, 2-ФЗ, распределены в соответствии с приложением 28 к названному Федеральному закону.
В силу приложения 28 к Федеральному закону от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" Калининградской области из федерального бюджета выделено 381 548, 4 тыс. руб.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Закона Калининградской области от 10.10.2007 N 172 "Об исполнении областного бюджета на 2006 год" субвенции поступили в областной бюджет в указанном размере и были полностью распределены (лист дела 102 тома 4).
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" утвержден Фонд компенсаций федерального бюджета на 2007 год в сумме 148 801 619,6 тыс. руб. Средства Фонда компенсаций, в том числе и на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг во исполнение Законов N 1244-1, 175-ФЗ, 2-ФЗ, распределены согласно приложению 29 к названному Федеральному закону.
Согласно приложению 29 к Федеральному закону от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" Калининградской области предусмотрено 470 147, 4 тыс. руб.
Из Закона Калининградской области от 19.06.2008 N 252 "Об исполнении областного бюджета на 2007 год" следует, что субвенции поступили в Калининградскую область в полном размере и были распределены полностью (лист дела 105 тома 4).
Вместе с тем судом установлено, что выделенных средств оказалось недостаточно для возмещения льгот, предусмотренных названными Законами. Факт нецелевого использования выделенных из федерального бюджета средств не установлен.
Одним из принципов бюджетной системы в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, под которым понимается в том числе и недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Размер заявленных к возмещению расходов судом проверен и признан правильным. Доказательств, опровергающих требование истца по размеру, Минфином РФ не представлено.
Таким образом, обжалуемое решение соответствует собранным по делу доказательствам и вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах кассационная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2008 по делу N А21-2593/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2009 г. N А21-2593/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника