Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 марта 2009 г. N А26-5930/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кустова А.А., Сосниной О.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Прометей" Сапегина А.M. (приказ от 11.02.2005), Поповой А.В. (доверенность от 05.02.2009), от Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов Атарщиковой Т.М. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев 26.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прометей" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.12.2008 по делу N А26-5930/2008 (судьи Курчакова В.М., Гарист С.Н., Левичева Е.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прометей" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов (далее - Комитет) от 02.11.2007 N 167 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Прометей" (Медвежьегорский район)" в связи с его несоответствием статьям 2 и 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон от 14.041995 N 41-ФЗ).
Решением арбитражного суда от 22.12.2008 в удовлетворении заявления отказано. Суд признал постановление от 02.11.2007 N 167 соответствующим Закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ, указав, что регулирующим органом при установлении тарифов на тепловую энергию соблюдены пункты 19, 22 и 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
В кассационной жалобе ООО "Прометей" просит решение отменить и признать постановление от 02.11.2007 N 167 полностью недействующим. По мнению подателя жалобы, при установлении тарифов на теплоснабжение для ООО "Прометей" Комитет исходил из необоснованно заниженных затрат на закупку топлива. В судебном заседании представители подателя жалобы поддержали ее доводы в полном объеме.
Представитель Комитета просил оставить решение без изменения. Кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением от 02.11.2007 Комитет установил для ООО "Прометей" тарифы на тепловую энергию в размере 1172 руб. 72 коп. за 1 Гкал. для котельных, расположенных в г. Медвежьегорске, и 1296 руб. для котельных, расположенных в п. Пиндуши, п. Повенец и с. Сосновка.
Для установления тарифов Комитет провел экспертизу по материалам, представленным ООО "Прометей". Согласно экспертному заключению расходы на приобретение топлива составляют 57 182 200 руб. Данные расходы определены на основании договора с обществом с ограниченной ответственностью "Транс Резерв" от 01.01.2007 N 02-01-07 на поставку угля и спецификации N 1 к договору от 25.09.2007 N 98/09 на поставку мазута, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Карелия ДСП". При определении стоимости топлива учтены прогнозные индексы роста цен на мазут и на уголь.
На заседании правления Комитета 02.11.2007 (протокол N 195) для расчета тарифа на тепловую энергию приняты расходы на закупку топлива в размере 62 939 100 руб., исходя из цены мазута 5830 руб. 51 коп. за тонну, как это указано в спецификации N 1 к договору поставки топлива от 27.08.2007 N 1.
Как следует из статьи 6 Закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных уровней тарифов на тепловую энергию.
Положением о государственном комитете Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов, утвержденным Указом Главы Республики Карелия от 18.09.2005 N 140, установление тарифов на тепловую энергию отнесено к компетенции Комитета.
Порядок установления тарифов на тепловую и электрическую энергию определен Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э (далее - Регламент).
Согласно пункту 18 Регламента для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письменное заявление об открытии дела по установлению тарифов (цен).
Пунктом 22 Регламента предусмотрено проведение экспертизы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложений об установлении тарифов.
Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа (пункт 23 Регламента).
Таким образом, постановление от 02.11.2007 принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации, обладающим соответствующей компетенцией, в соответствии с установленным законом порядком рассмотрения дел об установлении тарифов.
Довод подателя кассационной жалобы о занижении регулирующим органов затрат на закупку топлива при расчете тарифа отклоняется судом кассационной инстанции.
Пунктом 19 Основ ценообразования установлено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают расходы на топливо.
При определении расходов на топливо учитываются, в частности нормативы удельного расхода топлива, цены на топливо, определяемые в соответствии с пунктом 36 названного документа; расчетные объемы потребления топлива, нормативы создания запасов топлива (пункт 22 Основ ценообразования).
Согласно пункту 36 Основ ценообразования при определении расходов, указанных, в частности, в пункте 22 названного документа, регулирующие органы используют регулируемые государством тарифы (цены); цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованных прогнозных рыночных цен и тарифов, установленных на расчетный период регулирования.
Как указал суд первой инстанции, Комитет при установлении тарифа исходил из цены мазута - 5830 руб. 51 коп., согласованной в спецификации N 1 к договору поставки от 27.08.2007. Следовательно, вывод суда о соблюдении Комитетом пунктов 19, 22 и 36 Основ ценообразования при определении затрат на топливо является правильным.
В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на потребляемую продукцию, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования.
Таким образом, понесенные ООО "Прометей" расходы подлежат учету при установлении тарифов для последующих расчетных периодов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция приходит к выводу о том, что постановление Комитета от 02.11.2007 N 167 соответствует закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы ООО "Прометей" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает незаконно каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Прометей" в удовлетворении требований о признании постановления от 02.11.2007 недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.12.2008 по делу N А26-5930/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прометей" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2009 г. N А26-5930/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника