Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2009 г. N А26-1911/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от Инспекции Пугача Е.В. (доверенность от 09.01.2008), от Управления Романовой Т.Н. (доверенность от 11.01.2009), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2008 (судья Тойвонен И.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 (судьи Мельникова Н.А., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-1911/2008,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным отказа от 22.01.2008 N 07/015/2007-521 в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 10:07:01 01 13:002, расположенным по адресу: г. Сортавала, ул. Гагарина, д. 7, и обязании Управления произвести государственную регистрацию указанного права.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение по городу Сортавала Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Отделение УФК).
Решением от 29.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение судом норм материального права. Как указывает податель жалобы, имеющееся у Инспекции право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1 367 кв. м удостоверено государственным актом, выданным до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации); указанное право является юридически действительным, по желанию правообладателя подлежит государственной регистрации, в проведении которой регистрирующий орган не вправе отказать.
Управление в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что на момент обращения Инспекции за регистрацией права в отношении земельного участка площадью 1 367 кв. м в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) имелась запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Отделения УФК на земельный участок площадью 171 кв. м, находящийся в пределах земельного участка площадью 1 367 кв. м, поэтому ввиду обнаруженных противоречий между заявленными и зарегистрированными правами государственная регистрация права Инспекции не могла быть произведена.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Управления против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Отделение УФК о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в заседание суда не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра города Сортавала от 03.03.95 N 224 Инспекции предоставлен земельный участок площадью 0,1367 га в бессрочное (постоянное) пользование под строительство здания налоговой инспекции и службы налоговых расследований по ул. Гагарина в г. Сортавала.
На основании названного постановления Инспекции выдан государственный акт РК:7 N 000100 о предоставлении земельного участка площадью 0,1367 га в.бессрочное (постоянное) пользование.
Данный земельный участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 10:07:01 01 13:002.
Постановлением главы местного самоуправления города Сортавала от 07.04.99 N 214 из состава земель, предоставленных Инспекции на основании постановления мэра города Сортавала от 03.03.95 N 224, изъят земельный участок площадью 171 кв. м, указанный участок без выделения границ на местности предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование Отделению УФК под часть здания.
На основании указанного постановления 14.04.99 за Отделением УФК зарегистрировано право бессрочного (постоянного) пользования участком площадью 171 кв. м, кадастровый номер 10:07:01 01 13:002, расположенным по адресу: г. Сортавала, ул. Гагарина, д. 7, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 14.04.99 серии АВ N 0010613.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.10.2007 по другому делу (N А26-4139/2007), вступившим в законную силу, Инспекции отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления по регистрации за Отделением УФК права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 171 кв. м с кадастровым номером 10:07:01 01 13:002.
В декабре 2007 года Инспекция обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка площадью 0,1367 га, находящегося по адресу: г. Сортавала, ул. Гагарина, д. 7.
Уведомлением от 22.01.2008 N 07/015/2007-521 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации права со ссылкой на абзац 11 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в связи наличием противоречий между заявленным правом и уже зарегистрированным правом Отделения УФК на земельный участок.
Инспекция, считая, что представленными на государственную регистрацию документами, соответствующими по полноте, форме и содержанию требованиям Закона о государственной регистрации, подтверждается наличие у нее права на земельный участок площадью 0,1367 га, возникшего до вступления в силу названного Закона, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно абзацу 11 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Статьей 17 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации прав, к числу которых, в частности, относятся акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 13 Закона о государственной регистрации определен порядок проведения государственной регистрации прав, в процессе осуществления которой регистрирующий орган проводит правовую экспертизу документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения записей в ЕГРП, разделы которого идентифицируются кадастровым номером объекта недвижимого имущества. Идентификация земельного участка в ЕГРП осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета (статья 12 Закона о государственной регистрации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на момент обращения Инспекции с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1 367 кв. м с кадастровым номером 10:07:01 01 13:002 в ЕГРП имелись сведения о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Отделения УФК в отношении земельного участка с тем же кадастровым номером площадью 171 кв. м, являющегося частью участка, права на который заявлены к регистрации.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган правомерно посчитал, что наличие в ЕГРП записи о праве Отделения УФК в отношении земельного участка площадью 171 кв. м свидетельствует о противоречиях между заявленными и уже зарегистрированными правами, а это согласно статье 13, абзацу 11 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации права.
Выявившиеся в процессе проведения регистрационных действий противоречия могут быть устранены путем оспаривания зарегистрированного права и правоустанавливающих документов, послуживших основанием для государственной регистрации, в рамках рассмотрения спора о праве с участием зарегистрированного правообладателя и лица, заявляющего о правах на то же имущество, а не в рамках правоотношений, возникающих согласно статье 5 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прав между заявителем и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу о законности оспариваемого отказа Управления в государственной регистрации права и отказали в удовлетворении требований Инспекции.
Ссылка заявителя на действительность ранее возникшего права на спорный земельный участок и обязанность Управления его зарегистрировать подлежит отклонению, поскольку выявление в ходе проведения регистрационных действий противоречий свидетельствует о необходимости применения Инспекцией иных способов защиты своих прав.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении выводы соответствуют нормам права и обстоятельствам дела, и не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А26-1911/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2009 г. N А26-1911/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника