Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 марта 2009 г. N А56-18262/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Асмыковича А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РИККО-ЭХИТУС Санкт-Петербург" Козлова А.Ю. (доверенность от 24.01.2008 N 5), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Семеновой А.В. (доверенность от 11.01.2009 N 158),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2008 по делу N А56-18262/2008 (судья Саргин А.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РИККО-ЭХИТУС Санкт-Петербург" (далее - Общество, ООО "РИККО-ЭХИТУС Санкт-Петербург") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 21.04.2008 N 4976.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать ООО "РИККО-ЭХИТУС Санкт-Петербург" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений статей 88, 93, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Налоговый орган считает, что правомерно отказал налогоплательщику в праве на налоговые вычеты, указанные в декларации по налогу на добавленную стоимость, ввиду непредставления по требованию Инспекции документов, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ. Требование о представлении документов, направленное Обществу по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и Уставе Общества, возвратилось в Инспекцию. Номер контактного телефона, указанный Обществом в Едином государственном реестре юридических лиц, Обществу не принадлежит.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в октябре 2007 года (22.10.2007) Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007 года (т. 1, л. 114-115). Согласно декларации сумма налога на добавленную стоимость, полученная от покупателей, составила 1 036 605 руб., а сумма налоговых вычетов - 1 036 708 руб. К возмещению из бюджета заявлено 103 руб. налога на добавленную стоимость.
Для проведения камеральной проверки полученной декларации налоговый орган направил ООО "РИККО-ЭХИТУС Санкт-Петербург" по его юридическому адресу: 188800, Ленинградская область, город Выборг, бульвар Кутузова, дом 39, - требование от 20.12.2007 N 10-50/10/414 (т. 1, л. 41) о представлении документов, подтверждающих правомерность заявленных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Направленное Инспекцией требование возвратилось в налоговый орган с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу (т. 1, л. 121).
Непредставление документов, подтверждающих обоснованность налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, повлекло признание налоговым органом неправомерным предъявление Обществом к вычету 1 036 708 руб. налога на добавленную стоимость, что отражено в акте проверки от 31.01.2008 N 626.
Решением Инспекции от 21.04.2008 N 48 (т. 1, л. 39-40) Обществу отказано в возмещении из бюджета 103 руб. налога на добавленную стоимость, а в решении от 21.04.2008 N 4976 (т. 1, л. 34-36) - предложено уплатить 1 036 605 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2007 года и 33 250,98 руб. пеней. Общество также привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога в виде взыскания 108 517 руб. штрафа.
ООО "РИККО-ЭХИТУС Санкт-Петербург" обжаловало решение налогового органа от 21.04.2008 N 4976 в арбитражном суде. Заявитель считает незаконным решение Инспекции ввиду наличия у него документов, подтверждающих правомерность вычета суммы налога, указанной в декларации. Требование Инспекции, направленное в декабре 2007 года по юридическому адресу, о представлении документов, подтверждающих обоснованность налоговых вычетов, Общество не получало. Между тем Инспекции был известен фактический адрес местонахождения Общества: 195098, Санкт-Петербург, улица Балтийская, дом 56. Это подтверждается направлением ею Обществу в 2007 году по названному адресу уведомлений о внесении изменений в налоговую отчетность и различных писем. Кроме того, в декларации за сентябрь 2007 года указан действующий номер телефона Общества, по которому налоговый орган мог запросить необходимые документы.
Документы, подтверждающие право на налоговые вычеты, налогоплательщик предоставил суду.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.
Как следует из статьи 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено этой статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьи 171 и 172 НК РФ не возлагают на налогоплательщика обязанность самостоятельно (вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость за соответствующий период) представлять в налоговый орган первичные документы, подтверждающие обоснованность заявленных им налоговых вычетов.
В то же время налоговый орган вправе - при подаче декларации, в которой заявлена сумма налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета, - истребовать у налогоплательщика на основании пункта 8 статьи 88 и статьи 93 НК РФ для камеральной проверки декларации документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов. В этом случае налогоплательщик обязан представить предусмотренные статьями 169, 171 и 172 НК РФ документы.
В статье 93 НК РФ, определяющей порядок истребования налоговыми органами документов при проведении налоговых проверок, указано, что требование о представлении документов должно быть вручено проверяемому лицу (его представителю). Истребованные документы представляются в течение 10 дней со дня вручения требования.
Направление требования по почте недостаточно для признания налогового органа исполнившим правило статьи 93 НК РФ о порядке истребования у налогоплательщика необходимых для проверки документов.
Суд первой инстанции установил, что требование от 20.12.2007 N 10-50/10/414 Общество не получало, поэтому не имело возможности представить в Инспекцию в ходе камеральной проверки документы, подтверждающие правомерность заявленных в декларации за сентябрь 2007 года налоговых вычетов.
Как указано в статьях 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, а также соотв'етствие решения закону или иному нормативному правовому акту, возложена на налоговый орган.
В нарушение приведенных положений Налогового и Арбитражного процессуального кодексов Инспекция не доказала вручение Обществу в ходе камеральной проверки требования от 20.12.2007 N 10-50/10/414 о представлении документов. Отсутствуют в деле и доказательства принятия налоговым органом всех возможных мер для выполнения требований статьи 93 НК РФ.
В то же время материалами дела подтверждается, что Инспекция располагала информацией о фактическом адресе местонахождения Общества: 195098, Санкт-Петербург, улица Балтийская, дом 56. По этому адресу Инспекция в 2006-2007 годах направляла налогоплательщику уведомления о внесении изменений в налоговую отчетность и письма (т. 2, л. 9). Кроме того, в декларации Общества указан номер телефона, по которому Инспекция имела возможность сообщить Обществу о проводимой проверке и необходимости явиться для вручения требования о предоставлении документов.
Поскольку нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанности налогоплательщика вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, представлять в налоговый орган документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, такая обязанность возникает только с момента получения требования налогового органа. Этот вывод подтверждается и пунктом 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 266-0.
Соответственно налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость по мотиву недоказанности им правомерности применения налоговых вычетов, не проверив документы, предусмотренные статьями 169, 171 и 172 НК РФ.
В рассматриваемом случае налоговый орган сделал вывод о необоснованном предъявлении налогоплательщиком к вычету спорной суммы налога на добавленную стоимость без исследования документов Общества, подтверждающих его право на налоговые вычеты.
Поэтому налогоплательщик, оспаривая законность решения Инспекции, представил документы, предусмотренные статьями 169, 171 и 172 НК РФ, в арбитражный суд.
Суд, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные заявителем документы, подтвердил право Общества на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, указанные в декларации и признал оспариваемое решение налогового органа недействительным.
Суд пришел к правильному выводу, что обязанность налогоплательщика подтвердить правомерность предъявления к вычету налога на добавленную стоимость первичными документами в ходе камеральной налоговой проверки возникает лишь в случае истребования Инспекцией этих документов. Общество требование о предоставлении документов не получало. Отсутствие Общества по юридическому адресу при наличии у Инспекции информации о фактическом местонахождении налогоплательщика, не может служить основанием отказа в вычете (возмещении из бюджета) спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Инспекция в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не заявляла о неполноте, ненадлежащем оформлении и (или) недостоверности представленных Обществом в подтверждение права на налоговые вычеты документов. В кассационной жалобе также отсутствуют претензии к ним.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2008 по делу N А56-18262/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. N А56-18262/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника