Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 марта 2009 г. N А66-1324/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И. Л. и Кадулина А.В.,
при участии предпринимателя Садовой Г.М. (паспорт 28 02 775327) и ее представителя Васильева В.Г. (доверенность от 03.03.2009), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.09.2008 (судья Истомина О.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 (судьи Носач Е.В., Елагина O.K., Митрофанов О.В.) по делу N А66-1324/2008,
установил:
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к предпринимателю Садовой Галине Михайловне (свидетельство о государственной регистрации от 14.01.2003 серии 69 N 000797416) об обязании исполнить обязательства по соглашению от 18.08.2004 путем погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи N 69-69-02/252/2007-206 и регистрации права муниципальной собственности на реконструированный объект муниципальной собственности по адресу: г. Тверь, бульвар Гусева, д. 18, кадастровый номер 69:40:02:00:101.0040:1/017740/37:10010/А.
Определением от 22.04.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция архитектурно-строительного контроля Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери (далее - Инспекция).
Решением от 12.09.2008 в иске отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 указанное решение оставлено без изменения.
Департамент в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Как указывает податель жалобы, строительство отдельного объекта недвижимости не являлось предметом соглашения от 18.08.2004, разрешение на строительство отдельного здания ответчику не выдавалось, в результате произведенных предпринимателем работ изменилась площадь существующего магазина, а новый объект не возник. В жалобе содержится просьба рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента в случае его неявки.
В судебном заседании предприниматель Садова Г.М. и ее представитель против удовлетворения жалобы возражали, указывая, что ответчиком с разрешения органов местного самоуправления и по согласованию с ними был создан новый объект, не предусмотренный соглашением от 18.08.2004.
Департамент и Инспекция о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом просьбы Департамента не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности находятся нежилые помещения магазина общей площадью 741,4 кв. м, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Тверь, бульвар Гусева, д. 18, кадастровый номер объекта 69:40:02:00:101:0040:1/017740/37:10010/А.
В марте 2004 года Садова Г.М. обратилась в Департамент с заявлением о согласовании строительства остекленной пристройки под торговое помещение к муниципальному жилому дому на бетонной площадке в торце дома.
Постановлением главы администрации Московского района города Твери от 21.06.2004 N 293-1 Садовой Г.М. разрешено оборудовать пристройку к жилому дому под павильон "Овощи-Фрукты".
Департамент и предприниматель Садова Г.М. заключили соглашение от 18.08.2004, в соответствии с которым Департамент разрешил предпринимателю провести капитальный ремонт торгового зала магазина в жилом доме по указанному выше адресу с изменением площади помещения и внешнего вида его фасада.
Согласно пункту 2.3 соглашения предприниматель обязался ввести объект в эксплуатацию и зарегистрировать право муниципальной собственности на объект, в отношении которого был произведен капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 3 соглашения Департамент обязался выдать предпринимателю Садовой Г.М. доверенность на проведение капитального ремонта и осуществление всех действий, связанных с оформлением права муниципальной собственности; передать объект в аренду сроком на 10 лет; после заключения договора аренды рассмотреть вопрос о зачете произведенных на ремонт затрат в случае их документального подтверждения в счет арендной платы.
Инспекцией выдано Садовой Г.М. разрешение от 07.12.2005 N М-72 на строительство магазина "Овощи". На выполнение остекленной пристройки к жилому дому Садовой Г.М. получено согласие собственников квартир дома.
После завершения строительных работ в отношении объекта проведена техническая инвентаризация, по результатам которой 12.09.2007 составлен технический паспорт на здание магазина площадью 25,5 кв. м.
Администрация города Твери выдала Садовой Г.М. разрешение от 21.11.2007 N 69-308 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - магазина "Овощи-Фрукты" общей площадью 25,5 кв. м.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.11.2007 за Садовой Г.М. зарегистрировано 19.12.2007 право собственности на нежилое здание общей площадью 25,5 кв. м по указанному выше адресу с кадастровым номером 69:40:02:00:101:0040:1/017740/37:10000/5, о чем выдано свидетельство серии 69 АБ N 162643.
Департамент, ссылаясь на неисполнение Садовой Г.М. обязательств по соглашению от 18.08.2004, представляющему собой, по мнению истца, договор поручения, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По результатам исследования и анализа собранных по делу доказательств суд пришел к выводу, что фактически ответчиком на основании разрешительных документов и проектно-сметной документации было выполнено строительство самостоятельного объекта недвижимости - магазина "Овощи-Фрукты", а капитальный ремонт торгового зала магазина, находящегося в муниципальной собственности, не производился.
Департамент просит зарегистрировать право муниципальной собственности на реконструированные нежилые помещения магазина, однако на данные помещения в настоящее время зарегистрировано право муниципальной собственности. Доказательства того, что во исполнение соглашения от 18.08.2004 данный объект был изменен и эти изменения влекут необходимость внесения изменений в ЕГРП, заявителем не представлены. Ответчик не обращался к регистрирующему органу за государственной регистрацией права собственности на данные нежилые помещения магазина в реконструированном виде и такая регистрация в пользу Садовой Г.М. не производилась.
Регистрационная запись, которую просит погасить Департамент, внесена в ЕГРП о регистрации права собственности Садовой Г.М. на объект с другим кадастровым номером и другими характеристиками. О правах муниципального образования на объект, который создан предпринимателем и в отношении которого зарегистрировано право собственности Садовой Г.М., Департамент не заявлял; зарегистрированное право Садовой Г.М. на здание общей площадью 25,5 кв. м по мотивам неправомерности его создания не оспаривает. Права на земельный участок, на котором расположена пристройка к жилому дому, не подтвердил.
При таких.обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии взаимосвязи между соглашением от 18.08.2004, действиями предпринимателя Садовой Г.М. по созданию объекта, на который за не зарегистрировано право собственности, и требованиями истца. К тому же соглашение от 18.08.2004, определяющее обязательственные отношения сторон, ней могло служить самостоятельным основанием возникновения у муниципального образования вещных прав, которые приобретаются по основаниям, установленным статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении выводы соответствуют нормам права и материалам дела, и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.09.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А66-1324/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу
Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 марта 2009 г. N А66-1324/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника