Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 марта 2009 г. N А05-8444/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В.,
рассмотрев 02.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 3" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу N А05-8444/2008 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Писарева О.Г.),
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 3" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании убытков, понесенных в связи дополнительными денежными выплатами медицинским работникам, выполнявшим в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в сумме 473 188 руб. 37 коп. (с учетом принятого судом увеличения размера исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд).
Решением суда первой инстанции от 14.10.2008 (судья Бунькова Е.В.) иск удовлетворен частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Учреждения взыскано 374 951 руб. 66 коп. убытков и 500 руб. расходов по государственной пошлине. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 09.12.2008 указанное решение в части взыскания с Российской Федерации 374 951 руб. 66 коп. убытков и 500 руб. расходов по государственной пошлине отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 09.12.2008.
В представленном отзыве Минфин РФ просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещены, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Фондом и Учреждением были заключены договоры от 13.01.2006 и от 25.01.2007 на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2006 и с 01.01.2007 по 31.12.2007 соответственно.
Дополнительная медицинская помощь согласно государственному заданию, оказываемая врачами-терапевтами участковыми и медицинскими сестрами участковыми учреждений здравоохранения муниципальных образований в соответствии с разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 (далее - Программа), предоставляется за счет средств федерального бюджета.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году установлен Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены "Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" (далее - Правила N 851).
Частью первой статьи 9 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Частью третьей статьи 9 Закона N 171-ФЗ в составе бюджета фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 851 средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача).
В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов.
Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу части четвертой статьи 9 Закона N 171-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2007 году установлен Федеральным законом от 29.12.2006 N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" и "Правилами предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825 (далее - Правила N 825).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 825 (с учетом дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской федерации от 01.12.2007 N 833) финансовое обеспечение государственного задания осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
В 2006 и 2007 годах Фонд в полном объеме перечислил Учреждению субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам данного лечебного учреждения.
Вместе с тем медицинским работникам Учреждения, выполнявшим в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, средний заработок, в том числе для расчета отпускных, исчислялся без учета выплаченных за счет субвенций денежных средств. Полагая, что при исчислении среднего заработка работодателем должна учитываться и надбавка стимулирующего характера, выплачиваемая за выполнение государственного задания, медицинские работники, состоящие в трудовых отношениях с Учреждением, обратились с исками в суд.
Мировым судьей судебного участка Маймаксанского округа города Архангельска вынесены решения о взыскании задолженности с учреждения, исходя из факта установления дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, а также из наличия у них права на увеличение средней заработной платы, применяемой при оплате отпуска, времени нахождения в служебной командировке, на курсах повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата, исчисляемая в порядке, установленном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. Всего с Учреждения было взыскано 457 451 руб. 66 коп.
Полагая, что сумма, взысканная решениями мирового судьи, является для Учреждения убытками, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции установил, что часть взысканной решениями мирового судьи суммы (82 500 руб.) Учреждение выплатило своим работникам за счет средств, полученных из Фонда. В связи с этим иск удовлетворен частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Учреждения взыскано 374 951 руб. 66 коп. убытков.
Апелляционный суд установил, что названную сумму Учреждение еще выплатило своим работникам, поскольку ему была предоставлена отсрочка исполнения решений мирового судьи, в связи с чем пришел к выводу о недоказанности истцом факта несения реальных расходов. На основании изложенного решение суда первой инстанции в части взыскания с Российской Федерации убытков отменено, в удовлетворении иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность вынесенных по настоящему делу судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Требование о возмещении убытков, причиненных государственным органом, является гражданско-правовым.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
В связи с тем, что в составе субвенций не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, у истца возникла необходимость нести расходы, связанные с выплатами медицинским работникам по оплате отпусков, времени нахождения в служебных командировках, на курсах повышения квалификации и других периодов, в течение которых за указанными работниками сохранялась средняя заработная плата.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Поскольку необходимость расходов Учреждения и их предполагаемый размер (374 951 руб. 66 коп.) подтверждены вступившими в законную силу судебными актами - решениями мирового судьи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанная сумма является для Учреждения убытками (реальным ущербом).
С учетом того, что возникшие убытки Учреждения явились следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, своевременно не определивших источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Российской Федерации в пользу Учреждения 374 951 руб. 66 коп.
Апелляционный суд, отменяя принятое судом первой инстанции решение в части взыскания с Российской Федерации в пользу Учреждения убытков, исходил из того, что Учреждение не доказало факта несения расходов (реального ущерба), так как последнему было предоставлена отсрочка исполнения решений мирового судьи.
По мнению кассационного суда, такой вывод апелляционной инстанции основан на неправильном истолковании содержащейся в пункте 2 статьи 15 ГК РФ нормы материального права.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда от 09.12.2008 в соответствии с частью первой статьи 288 АПК РФ подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 14.10.2008 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу N А05-8444/2008 отменить.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.10.2008 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 3" 1000 руб. расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.
Председательствующий |
А.В.Яковец |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. N А05-8444/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника