Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 марта 2009 г. N А56-38798/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2009 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2009 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л. и Кадулина А.В.,
при участии от МО "Юкковское сельское поселение" Харлановой И.А. (доверенность от 07.07.2008), от КУГИ Филимоновой Е.С. (доверенность от 29.12.2008), от Управления Орловой Н.В. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2008 (судья Изотова С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Мельникова Н.А.) по делу N А56-38798/2007,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному образованию "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - МО "Юкковское сельское поселение"), Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление), муниципальному образованию "Всеволожский район Ленинградской области" (далее - МО "Всеволожский район Ленинградской области") о признании государственной собственностью Санкт-Петербурга восьми объектов недвижимости, входящих в комплекс зданий и сооружений дачи детского сада N 31, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Юкковская волость, д. Юкки, ул. Радищева, д. 12, литеры А, Б, В, Д, Е, Ж, 3, И; признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности МО "Юкковское сельское поселение" на названные объекты; истребовании из незаконного владения МО "Юкковское сельское поселение" данного имущества.
Определением от 10.01.2008 принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском встречное исковое заявление МО "Юкковское сельское поселение" о признании недействительной государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга на спорные объекты недвижимости.
Определением от 15.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Кожевенный завод им. А. Радищева" (далее - Завод).
Решением от 19.03.2008 признаны государственной собственностью Санкт-Петербурга объекты недвижимости дачи детского сада N 31; признана недействительной государственная регистрация права муниципальной собственности МО "Юкковское сельское поселение" на названные объекты; спорные объекты недвижимости истребованы из незаконного владения МО "Юкковское сельское поселение"; в иске к МО "Всеволожский район Ленинградской области" отказано; в удовлетворении встречного искового заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 названное решение оставлено без изменения.
МО "Юкковское сельское поселение" в кассационной жалобе просит отменить (указанные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, право муниципальной собственности на спорное имущество возникло в силу Закона Ленинградской области от 16.02.2007 N 15-оз "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Областной закон от 16.02.2007 N 15-оз), который не отменен, никем не оспорен и не признан в установленном порядке недействующим; распоряжения КУГИ от 19.09.2003 N 1261-р и от 19.01.2007 N 42-рз о внесении изменений в план приватизации государственного предприятия "Ленинградское производственное кожевенное объединение им. А. Радищева - кожевенный завод им. А. Радищева" (далее также Завод) приняты в нарушение требований законодательства о приватизации не комиссией по приватизации, а непосредственно КУГИ без доведения этих изменений до сведения Завода и иных лиц; спорные объекты не относятся к объектам, перечисленным в приложении 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1), которые могли быть переданы из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации, а согласно приложению 3 как объекты, находящиеся на территории соответствующих городов, подлежали передаче в муниципальную собственность; состав объектов, на которые зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга, не идентичен составу объектов, входивших в имущество приватизированного предприятия; на момент издания распоряжения от 19.09.2003 N 1261-р у КУГИ отсутствовали полномочия на принятие решений в отношении федерального имущества; спорное имущество фактически не передавалось в собственность Санкт-Петербурга, до 2005 года находилось в федеральной собственности и в государственную собственность Санкт-Петербурга не поступало.
В судебном заседании представитель МО "Юкковское сельское поселение" поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель КУГИ против удовлетворения жалобы возражал, считая, что объекты детской дачи правомерно отнесены к государственной собственности Санкт-Петербурга, а оснований для передачи их в муниципальную собственность не имелось. Представитель Управления заявил об отсутствии самостоятельных возражений по заявленным требованиям, оставил разрешение вопроса об удовлетворении кассационной жалобы на усмотрение суда.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.10.93 председателем КУГИ утвержден план приватизации Завода, согласно пункту 8 раздела II которого в перечень объектов, не подлежащих приватизации, включена дача детского сада N 31 (подпункт 5).
Согласно пункту 9 того же раздела объекты социально-культурного и социально-бытового назначения и другие объекты, не подлежащие приватизации, остаются в хозяйственном ведении создаваемого акционерного общества без права отчуждения и сдачи в аренду.
Распоряжением КУГИ от 19.09.2003 N 1261-р в план приватизации Завода внесены изменения путем дополнения подпункта 5 пункта 8 и пункта 9 раздела II плана приватизации указанием на то, что объекты, в том числе дача детского сада N 31, передаются в государственную собственность Санкт-Петербурга; до момента подписания акта приема-передачи Завод обязан содержать их за счет собственных средств.
Распоряжением КУГИ от 19.01.2007 N 42-рз уточнены наименование и состав объекта "Комплекс зданий и сооружений дачи детского сада N 31".
Спорные здания включены в Реестр собственности Санкт-Петербурга в раздел "Недвижимое имущество".
На основании плана приватизации Завода, утвержденного 04.10.93, распоряжений КУГИ от 19.09.2003 N 1261-р, от 19.01.2007 N 42-рз в отношении восьми спорных объектов 02.04.2007 зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга (свидетельства о государственной регистрации права от 02.04.2007 серии 78-АВ NN 610063, 610062, 610061, 610060, 610059, 610058, 610057, 610056).
В свою очередь, на основании обращения конкурсного управляющего Завода решением Собрания представителей МО "Всеволожский район Ленинградской области" от 19.05.2005 N 40 со ссылкой на статью 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" утвержден перечень объектов социально-культурной сферы, расположенных в д. Юкки Всеволожского района Ленинградской области, находящихся в ведении Завода и передаваемых в собственность МО "Всеволожский район Ленинградской области".
В дальнейшем решением того же органа от 23.12.2005 N 108 в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 10.03.2004 N 17-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" спорные объекты включены в утвержденный перечень объектов, подлежащих передаче в собственность вновь образованного МО "Юкковское сельское поселение". Решением Совета депутатов МО "Юкковское сельское поселение" от 20.01.2006 N 40 утверждены перечни объектов, принимаемых в муниципальную собственность. Согласованный муниципальными образованиями перечень утвержден Областным законом от 16.02.2007 N 15-оз.
На основании распоряжения администрации МО "Юкковское сельское поселение" от 22.05.2007 N 33 об учете и внесении в казну муниципального образования принятого имущества, выписки из реестра муниципального имущества МО "Юкковское сельское поселение", сформированного на основании Областного закона от 16.02.2007 N 15-оз, 21.06.2007 и 23.06.2007 зарегистрировано право собственности МО "Юкковское сельское поселение" на те же объекты, но с другими наименованиями и другими условными номерами (свидетельства о государственной регистрации права серии 78-АВ NN 652706, 652709, 652710, 652711, 652712, 652713, 652714, 652715).
КУГИ, считая, что имущественный комплекс дачи детского сада N 31 в установленном порядке был передан в государственную собственность Санкт-Петербурга, а законные основания возникновения муниципальной собственности на то же имущество отсутствуют, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
МО "Юкковское сельское поселение", ссылаясь на то, что в собственность Санкт-Петербурга имущество не передавалось, а на основании Областного закона от 16.02.2007 N 15-оз поступило в муниципальную собственность, обратилось со встречным требованием.
Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность производится в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Завод до приватизации относился к федеральной собственности. На момент приватизации Завода действовал Указ Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", которым установлен запрет на включение в состав приватизируемого имущества предприятий, находящихся в федеральной собственности, оздоровительных детских дач, лагерей. Названным Указом предусмотрено, что данные объекты относятся к федеральной собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, объекты дачи детского сада N 31 после приватизации Завода оставались в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Согласно пунктам 2, 3 названного постановления для передачи таких объектов в государственную собственность субъекта Российской Федерации в утвержденные планы приватизации необходимо внести соответствующие изменения с включением в планы перечней передаваемых объектов; при этом утверждение изменений, вносимых в план приватизации предприятия, является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Суд правомерно посчитал, что с учетом указанных нормативных правовых актов распоряжение КУГИ от 19.09.2003 N 1261-р, уточненное распоряжением от 19.01.2007 N 42-рз, о внесении изменений в план приватизации Завода является решением о передаче комплекса сооружений дачи детского сада N 31 из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга. При этом вопрос о полномочиях КУГИ на принятие решения о внесении изменений в план приватизации и распоряжение федеральным имуществом надлежащим образом исследован судом, возражения МО "Юкковское сельское поселение" в этой части обоснованно отклонены.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что сооружения дачи детского сада N 31 в установленном порядке были переданы из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга и в связи с этим правомерно зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга на восемь спорных объектов, соответствует имеющимся в деле доказательствам и положениям законодательства, регулирующим соответствующие правоотношения.
Вывод суда о том, что надлежащих оснований для возникновения в отношении объектов дачи права муниципальной собственности не имелось, также является правильным.
Муниципальному образованию "Юкковское сельское поселение" спорное имущество было передано от МО "Всеволожский район Ленинградской области" на основании Областного закона от 16.02.2007 N 15-оз. В свою очередь, муниципальному образованию "Всеволожский район Ленинградской области" объекты переданы конкурсным управляющим Завода в порядке статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Между тем, поскольку Завод собственником данных объектов не являлся, конкурсный управляющий был не вправе распорядиться ими путем передачи муниципальному образованию. При таких обстоятельствах сделка по передаче недвижимости конкурсным управляющим Завода в МО "Всеволожский район Ленинградской области" правомерно оценена судом как недействительная. В связи с тем, что недействительная сделка не могла повлечь возникновения у МО "Всеволожский район Ленинградской области" права муниципальной собственности на объекты дачи, последующая передача имущества на основании Областного закона от 16.02.2007 N 15-оз в МО "Юкковское сельское поселение" не повлекла изменения прав на это имущество. Доказательства принятия надлежащим собственником решения о передаче социально-культурных объектов из федеральной собственности в муниципальную в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 либо частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, не представлены.
Кроме того, на момент государственной регистрации права собственности МО "Юкковское сельское поселение" на объекты дачи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имелись записи о праве собственности Санкт-Петербурга на то же имущество, что в силу статей 13, 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являлось препятствием для совершения регистрационных действий и основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности. Таким образом, названная регистрация не может считаться действительной как совершенная вопреки указанным положениям Федерального закона.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования КУГИ и отказал во встречном иске МО "Юкковское сельское поселение".
Ссылка подателя жалобы на несоответствия по составу объектов, на которые зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга и которые входили в имущественный комплекс приватизированного предприятия, подлежит отклонению, так как указанные возражения надлежащим образом исследованы судом, переоценка выводов суда в этой части не входит в компетенцию кассационной инстанции. Кроме того, спорными являются объекты, полученные МО "Юкковское сельское поселение" от МО "Всеволожский район Ленинградской области", которому данное имущество передано конкурсным управляющим Завода. В свою очередь, конкурсный управляющий мог передать только то имущество, которое оставалось у Завода после приватизации. В таком случае регистрация права собственности Санкт-Петербурга на иные объекты, ранее не находившиеся у Завода, не затрагивает права МО "Юкковское сельское поселение".
Довод подателя жалобы о том, что здания дачи не поступали в фактическое владение Санкт-Петербурга, поэтому право собственности у него не возникло, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований КУГИ. В данном случае спор о праве возник между публичными образованиями в отношении имущества, которое не закреплено за каким-либо предприятием или организацией. В таком случае право истребования имущества является следствием установления судом правовых оснований возникновения права собственности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит, что выводы суда об обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, таких нарушений норм процессуального права, которые в силу частей третьей, четвертой статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем установленных названной статьей оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2008 по делу N А56-38798/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2009 г. N А56-38798/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника