Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 марта 2009 г. N А42-60/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2012 г. N Ф07-11113/08 по делу N А42-60/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" Кочаряна А.В. (доверенность от 01.01.2009 N юр-7/5), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 Окушкаева А.В. (доверенность от 26.12.2008 N 03-03/7),
рассмотрев 10.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2008 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 (судьи Загараева Л.П., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А42-60/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - Общество, ОАО "ММП") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Межрайонная инспекция), выразившегося в неотражении в лицевых счетов Общества переплаты единого социального налога (далее - ЕСН), а также о признании незаконным бездействия Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Межрегиональная инспекция), выразившегося в несвоевременном возврате ОАО "ММП" переплаты ЕСН, и об обязании Межрегиональной инспекции начислить и выплатить Обществу 214 785 руб. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного ЕСН.
Решением суда первой инстанции от 15.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.09.2008, заявленные Обществом требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Межрегиональной инспекции, выразившееся в несвоевременном возврате ОАО "ММП" переплаты сумм ЕСН; на Межрегиональную инспекцию возложена обязанность начислить и выплатить Обществу в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), из соответствующих бюджета и внебюджетного фонда 214 785 руб. процентов за несвоевременный возврат 7 093 830 руб. излишне уплаченного ЕСН. В части требования Общества о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции, выразившегося в неотражении в лицевых Общества переплаты ЕСН, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Межрегиональная инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты в части признания незаконным бездействия Межрегиональной инспекции, выразившегося в несвоевременном возврате ОАО "ММП" 7 093 830 руб. ЕСН, а также в части обязания начислить и выплатить Обществу 214 785 руб. процентов за несвоевременный возврат указанной суммы налога и принять по делу новое решение об отказе ОАО "ММП" в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. Податель жалобы указывает на то, что несвоевременный возврат Обществу излишне уплаченного ЕСН вызван действиями Управления Федерального казначейства по Мурманской области.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, а судебные акты без изменения, указывая на то, что наличие у ОАО "ММП" переплаты ЕСН подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, а также на то, что законодательством о налогах и сборах обязанность по возврату налогоплательщикам излишне уплаченного налога возложена на налоговые органы, а не на органы Федерального казначейства.
В судебном заседании представитель Межрегиональной инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества -доводы отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с принятием Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлений от 04.04.2006 N 13692/05, 12992/05, 14118/05, 13707/05, 13704/05 ОАО "ММП" произвело перерасчет налоговой базы по ЕСН за 2004 год и 25.10.2006 представило в Межрайонную инспекцию уточненную декларацию по ЕСН за 2004 год, согласно которой база, облагаемая ЕСН, уменьшена на 66 611 822 руб., а сумма налога - на 7 093 832 руб.
По результатам камеральной проверки указанной декларации Межрайонная инспекция признала неправомерным уменьшение Обществом базы, облагаемой ЕСН, и суммы налога, подлежащей уплате, в связи с чем приняла решение от 25.01.2007 N 9 о доначислении Обществу 7 093 832 руб. ЕСН.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 25.05.2007 по делу N А42-60/2008 решение Межрайонной инспекции от 25.01.2007 N 9 признано недействительным как не соответствующее нормам законодательства о налогах и сборах.
С 28.05.2007 ОАО "ММП" состоит на учете в Межрегиональной инспекции.
Общество 31.07.2007 обратилось в Межрегиональную инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченного ЕСН. Указанные заявления получены налоговым органом 11.09.2007.
Поскольку Межрегиональная инспекция не возвратила Обществу 7 093 832 руб. ЕСН, ОАО "ММП" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа и об обязании Межрегиональной инспекции начислить и выплатить Обществу 214 785 руб. процентов за несвоевременный возврат указанной суммы ЕСН.
Удовлетворяя требования Общества, суды первой и апелляционной инстанций признали, что у Межрегиональной инспекции отсутствовали основания для невозврата ОАО "ММП" 7 093 832 руб. переплаты ЕСН, наличие которой подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, а также указали, что налоговый орган нарушил установленный пунктом 9 статьи 78 НК РФ срок возврата излишне уплаченного налога.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что судебные акты законны и не подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ (в редакции данного Федерального закона) и статьей 333.40 НК РФ (в редакции названного Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Федерального закона.
Как указано в пункте 2 статьи 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу пункта 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
При нарушении срока возврата излишне уплаченного налога на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Из материалов дела видно, что с заявлениями о возврате переплаты ЕСН Общество обратилось в налоговый орган 11.09.2007, следовательно, в силу приведенных положений статьи 78 НК РФ срок возврата Обществу налога истекал 11.10.2007, а проценты за несвоевременный возврат налога подлежали начислению с 12.10.2007.
Судами установлено, что решение о возврате Обществу излишне уплаченного ЕСН принято Межрегиональной инспекцией только 11.01.2008. Согласно выпискам банка суммы излишне уплаченного налога возвращены ОАО "ММП" в период с 30.01.2008 по 01.02.2008, то есть с нарушением предусмотренного статьей 78 НК РФ срока.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным оспариваемое Обществом бездействие Межрегиональной инспекции и сделали правильный вывод об обязанности указанного налогового органа исчислить и выплатить ОАО "ММП" проценты за каждый день нарушения срока возврата налога.
Представленный Обществом расчет суммы процентов проверен судами и признан обоснованным. Каких-либо возражений относительно расчета налоговый орган не заявлял.
Довод Межрегиональной инспекции о том, что несвоевременный возврат Обществу ЕСН вызван действиями Управления Федерального казначейства, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Положениями статьи 78 НК РФ обязанность по возврату налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога возложена на налоговые органы, а не органы Федерального казначейства, при этом денежные средства должны быть перечислены налогоплательщику в месячный срок со дня подачи заявления; начисление процентов не зависит от причин нарушения сроков возврата налога, в том числе от наличия либо отсутствия вины налогового органа.
Кассационная коллегия считает, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу N А42-60/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2009 г. N А42-60/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника