Апелляционное определение СК по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда от 24 января 2023 г. по делу N 33-60/2023
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Великановой А.В, Новикова М.Ю.
при секретаре Реве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело N 2-67/2022 по апелляционной жалобе "данные изъяты" Государственным учреждением - "данные изъяты" региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. процессуальным правопреемником является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "данные изъяты") Образцова А.В. на решение 80 гарнизонного военного суда от 22 сентября 2022 г, которым частично удовлетворено исковое заявление Мицулы Петра Ивановича к "данные изъяты" региональное отделение ФСС РФ о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, судебная коллегия
установила:
как видно из материалов дела, Мицул обратился в суд с иском к Государственному учреждению - "данные изъяты" региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - "данные изъяты" региональное отделение ФСС РФ), в котором просил возложить на ответчика обязанность по перечислению на его расчетный счет денежных средств в счет оплаты листков нетрудоспособности в размере 31 381 руб. 98 коп.
В обоснование требований указал, что со 2 июля 2020 г. по 31 мая 2022 г. он работал в войсковой части "данные изъяты" "данные изъяты" В периоды с 15 марта по 25 апреля и с 26 апреля по 10 мая 2022 г. он находился на амбулаторном (стационарном) лечении и ему были оформлены листки нетрудоспособности Российской Федерации, которые он представил работодателю. Однако ответчиком выплата пособия по временной нетрудоспособности не была произведена, ввиду отсутствия механизма передачи работодателем сведений (по программному обеспечению) в "данные изъяты" ФСС РФ. Гражданский персонал войсковой части "данные изъяты" работает по законодательству "данные изъяты", а программное обеспечение предусматривает расчет пособия по временной трудоспособности по Российскому законодательству. Полагал, что из-за бездействия ответчика он не получил спорное пособие.
Решением гарнизонного военного суда иск Мицулы удовлетворен частично. Суд возложил на "данные изъяты" ФСС РФ обязанность перечислить истцу денежные средства в счет оплаты листков нетрудоспособности в размере 21 967 руб. 39 коп, отказав в удовлетворении иска в большем размере.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что суд применил к спорным правоотношениям Соглашение между Правительством РФ и Правительством "данные изъяты" о трудовой деятельности и социальной защите граждан этих государств, работающих за пределами границ своих государств "данные изъяты" г, и Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов "данные изъяты". Однако, первое Соглашение распространяет свое действие на трудовых мигрантов, к коим Мицул не относится, поскольку имеет постоянное место жительство на территории "данные изъяты". Отмечает, что Соглашение "данные изъяты" касается осуществления выплат гарантированной государственной социальной помощи гражданам, имеющим детей, и не регулирует вопросы предоставления страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем оно не может применяться при назначении и выплате пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Ссылается на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1097, войсковая часть "данные изъяты", а также весь гражданский персонал, работающий в этой воинской части, зарегистрированы в Пенсионном фонде РФ, Фонде обязательного медицинского страхования РФ, Фонде социального страхования и в соответствии с коллективным договором войсковой части "данные изъяты" выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приводя анализ сумм пособий по временной трудоспособности, рассчитанных по законодательству Российской Федерации и по законодательству "данные изъяты", отмечает, что сумма пособия, рассчитанная по законодательству "данные изъяты" значительно превышает объемы уплаченных в Фонд социального страхования страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем такое превышение является нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств.
Условия, размеры и порядок выплаты спорного страхового пособия определяются Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ), а также принятыми в его исполнение Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2375, действовавшим до 31 декабря 2021 г, Правилами получения Фондом обязательного медицинского страхования РФ сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2021 г. N 2010 и действовавшими с 1 января 2022 г. со всеми особенностями, установленными этими нормативными актами в отношении застрахованного лица. Эти нормативные акты не содержат права страхователя передать в региональное отделение информацию о пособиях на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, основанную на законодательстве иностранного государства, и обязанность Фонда социального страхования РФ в лице его региональных отделений, принять данные сведения и выплатить на их основе какое-либо страховое обеспечение.
Считает, что суд необоснованно применил к спорным правоотношениям п. 3.5.7 Коллективного договора войсковой части "данные изъяты" об осуществлении выплат спорных пособий в соответствии с законодательством "данные изъяты", поскольку на застрахованных по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством распространяется исключительно Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ. В данном случае, у суда имелась возможность применить пункт 55 Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны РФ на 2020 - 2022 годы, утвержденного Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России "данные изъяты". и Министром обороны РФ "данные изъяты" в соответствии с которым командиры воинских частей обеспечивают лицам гражданского персонала выплату пособий по социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В связи с осуществленной с 1 января 2023 г. реорганизацией ответчика в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации апелляционный суд произвел замену стороны ответчика - Государственного учреждения - "данные изъяты" Фонда социального страхования Российской Федерации правопреемником - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации "данные изъяты"
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право застрахованных лиц на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы закреплено в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 6 и п. 1 ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности, за исключением отдельных случаев, определённых в законе, за первые три дня временной нетрудоспособности за счёт средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Мицул является гражданином Российской Федерации. Между истцом и работодателем - войсковой частью "данные изъяты", "данные изъяты", был заключен трудовой договор, согласно которому Мицул принят на работу в воинскую часть "данные изъяты" По условиям трудового договора, войсковая часть "данные изъяты", обязалась обеспечивать работнику необходимые условия работы, выплачивать заработную плату и осуществлять обязательное социальное и медицинское страхование, производить выплату социальных пособий согласно действующему законодательству, коллективному договору.
Приказом Министра обороны Российской Федерации "данные изъяты" определено, что командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) в отношении работников подчинённых воинских частей (организаций) являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.
Этим же приказом командиру воинской части предоставлены полномочия по заключению с работниками воинских частей (организаций) трудовых договоров о работе в воинских частях (организациях), находящихся за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями).
Кроме того, пунктом 9 Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооружённых Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2020-2022 годы ("данные изъяты" предусмотрено, что в воинских частях, дислоцирующихся на территориях иностранных государств, коллективные договоры (соглашения), трудовые договоры заключаются с учётом настоящего Соглашения.
При этом трудовые отношения, льготы и социальные гарантии гражданскому персоналу устанавливаются в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Из копии коллективного договора на 2020-2022 годы войсковой части "данные изъяты", принятого на заседании комиссии по заключению коллективного трудового договора, и имеющему отметку о присвоении ему инвентарного номера, следует, что его сторонами являются гражданский персонал войсковой части "данные изъяты" (работники) и данная воинская часть (работодатель). Договор заключён на основании Трудового кодекса "данные изъяты" и упомянутого Отраслевого соглашения и включает обязательства работодателя, в том числе по вопросам выплаты пособий. Работодатель обязуется осуществлять выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет в соответствии с законодательством "данные изъяты" (пункт 3.5.7).
Из материалов дела усматривается, что Мицул в периоды с 15 марта по 25 апреля и с 26 апреля по 10 мая 2022 г. находился на лечении, что подтверждается данными из копий листков нетрудоспособности Российской Федерации.
Из изложенного следует, что у Мицулы возникло право на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности.
Согласно сведениям, содержащимся в письменных обращениях командира войсковой части "данные изъяты" в адрес ГУ - "данные изъяты" ФСС России, работодатель истца - войсковая часть "данные изъяты" - филиал ФКУ "данные изъяты" зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в филиале "данные изъяты" ГУ - "данные изъяты" ФСС России с присвоением номера страхователя N а гражданский персонал воинской части зарегистрирован в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде обязательного медицинского страхования и в Фонде социального страхования по месту регистрации ФКУ " "данные изъяты"
Исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 1.2 и п. 2 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, обязательное страхование предполагает уплату страхователем (в данном случае работодателем) страховых взносов для финансирования страховых выплат.
Судом по делу установлено, что пособие по временной нетрудоспособности истцу страховщиком, на которого п. 6 ч. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ возложена обязанность по назначению и выплате страхового обеспечения в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, до настоящего времени не выплачено.
При таких данных, поскольку установлено, что имеет место нарушение права истца на социальное обеспечение, гарантированное ему Конституцией Российской Федерации и законом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по выплате истцу денежных средств.
Из обжалуемого судебного постановления следует, что суд принял во внимание расчёт подлежащих взысканию с ответчика денежных средств, представленный истцом, произведённый бухгалтером войсковой части "данные изъяты", который в силу статьи 56 ГПК РФ не опровергнут ответчиком иными средствами доказывания. При этом гарнизонный военный суд самостоятельно рассчитал размер подоходного налога, исключив его из денежной суммы, причитающейся истцу.
Ссылка ответчика на необоснованное применение судом первой инстанции пункта 3.5.7. коллективного трудового договора войсковой части "данные изъяты" в связи с тем, что этот пункт договора противоречит ст. 41 ТК РФ, в соответствии с которой в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями не может оцениваться как основание для признания решения суда первой инстанции незаконным и его отмены или изменения, поскольку автор апелляционной жалобы не указал каким образом размер и условия выплаты пособия временной нетрудоспособности и пособия по уходу за ребёнком, установленные законодательством "данные изъяты", являются менее благоприятными для истца, чем эта же выплата установленная законодательством Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции противоречия пункта 3.5.7. коллективного трудового договора войсковой части "данные изъяты" ст. 41 ТК РФ не усматривает.
Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписывает участникам бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий не только исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности), но и достигать заданных результатов, в данном случае выплата пособия истцу, которое полагается ей по закону.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
решение 80 гарнизонного военного суда от 22 сентября 2022 г. по иску Мицулы Петра Ивановича к Государственному учреждению - "данные изъяты" региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1 января 2023 г. процессуальным правопреемником является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 января 2023 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.