Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 марта 2009 г. N А05-10271/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 30.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.11.2008 по делу N А05-10271/2008 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Соловецкая дизельная электростанция" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) по направлению в ЗАО "Северная клиринговая палата" инкассового поручения от 22.08.2008 N 3799.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный судебный акт и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, поскольку на момент выставления инкассового поручения от 22.08.2008 N 3799 промежуточный ликвидационный баланс не был составлен, то права Предприятия и третьих лиц налоговым органом не нарушены.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица 14.11.1991, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена соответствующая запись.
МО "Сельское поселение Соловецкое" 29.04.2008 было принято решение N 29/4 о ликвидации Предприятия, в связи с чем Инспекцией 29.05.2008 внесены в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленного заявителем расчета авансовых платежей по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 9 месяцев 2007 года.
По результатам данной проверки составлен акт от 12.05.2008 N 208 v\ принято решение от 20.06.2008 N 5155, которым Предприятию доначислено 117 953 руб. ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, и начислено 9230 руб. 81 коп. пеней.
Как видно, решение Инспекции по результатам камеральной проверки принято после внесения записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации Предприятия.
Во исполнение названного решения Инспекция направила в адрес Предприятия требование от 18.07.2008 N 16473 с предложением в срок до 28.07.2008 уплатить 117 953 руб. ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, и 9230 руб. 81 коп. пеней.
Предприятие не исполнило данное требование в установленный срок, поэтому Инспекция вынесла решение от 22.08.2008 N 4373 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся в банке, на основании которого направила в ЗАО "Северная клиринговая палата" инкассовое поручение от 22.08.2008 N 3799 о списании со счета налогоплательщика указанных сумм ЕСН и пеней.
Предприятие посчитало действия Инспекции по направлению указанного инкассового поручения незаконными, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим заявлением (с учетом уточнений).
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, основываясь на том, что в период нахождения Предприятия в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налога и пеней путем принятия решения об их взыскании за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся в банке, и выставлять на основании этого решения инкассовое поручение, поскольку это противоречит положениям статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и влечет нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ. '
Пунктами 1 и 2 статьи 46 НК РФ установлено, что в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа.
Как установлено судом первой инстанции, 29.04.2008 принято решение о ликвидации Предприятия, о чем Инспекцией 29.05.2008 внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Поэтому в данном случае суд правильно руководствовался положениями статьи 49 НК РФ, которыми предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 ГК РФ. Так, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 ГК РФ) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ погашается в третью очередь.
В соответствии с пунктами 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Из вышеприведенных норм следует, что нормы статей 49 НК РФ и 64 ГК РФ предусматривают определенный порядок применения кредиторами ликвидируемой организации порядка и очередности удовлетворения требований последних.
При этом обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) исполняется ни Инспекцией в бесспорном порядке после внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации Предприятия, а ликвидационной комиссией по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Иного порядка ни нормы налогового, ни положения гражданского законодательства не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период нахождения Предприятия в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации от 29.04.2008 и внесении соответствующей -записи в ЕГРЮЛ) Инспекция не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налога и пеней, так как это противоречит статьям 49 НК РФ и 64 ГК РФ и, соответственно, влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Кассационной коллегией отклоняется довод Инспекции, заявленный в кассационной жалобе, о том, что поскольку ликвидационный баланс был составлен только 30.09.2008 (то есть после направления инкассового поручения), _ бесспорное взыскание налога и пеней является законным.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка достаточно наличие решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, что имеет место в данном случае.
Из материалов дела видно, что направление требование от 18.07.2008 N 16473, вынесение решения от 22.08.2008 N 4373 о взыскании ЕСН и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся в банке, и выставление инкассового поручения от 22.08.2008 N 3799 осуществлены после вынесения решения о ликвидации Общества и внесении записи в ЕГРЮЛ.
Следовательно, порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, установленный статьями 49 НК РФ и 64 ГК РФ, налоговым органом нарушен, поэтому действия Инспекции по направлению инкассового поручения в ЗАО "Северная клиринговая палата" от 22.08.2008 N 3799 правильно признаны судом незаконными.
Дело рассмотрено полно и всесторонне в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.11.2008 по делу N А05-10271/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
Л.И. Кочерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.2 ст.46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
По мнению налогоплательщика, налоговый орган неправомерно вынес решение о взыскании с него сумм налоговой задолженности с расчетного счета после внесения записи о ликвидации налогоплательщика в ЕГРЮЛ.
Суд указал, что после внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации налогоплательщика налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию сумм налоговой задолженности, так как это противоречит ст.49 НК РФ и ст.64 ГК РФ.
Принятие налоговым органом решения о взыскании налоговой задолженности влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
В данном случае порядок взыскания налоговой задолженности, установленный ст.49 НК РФ и ст.64 ГК РФ, налоговым органом нарушен.
Следовательно, действия налогового органа по вынесению решения о взыскании сумм налоговой задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в банке неправомерны.
Таким образом, доводы налогоплательщика о неправомерном вынесении налоговым органом решения о взыскании сумм налоговой задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в банке признаны обоснованными.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 марта 2009 г. N А05-10271/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника