Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 апреля 2009 г. N А66-8203/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2010 г. N Ф07-3668/2010 по делу N А66-8203/2007
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 октября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 апреля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Коняевой Е.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от администрации города Конаково Коршуновой О.А. (доверенность от 17.03.2009),
рассмотрев 30.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Конаково на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.11.2008 (судья Бажан О.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 (судьи Бочкарева И.Н., Богатырева В.А., Виноградова Т.В.) по делу N А66-8203/2007,
установил:
предприниматель Сабанова Анна Ивановна обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц отдела архитектуры и градостроительства администрации Конаковского района Тверской области, выразившихся в невыдаче разрешения на строительство магазина по заявлению предпринимателя от 26.02.2007; о признании недействительным постановления главы администрации Конаковского района Тверской области от 19.10.2007 N 1783 об отмене ранее принятого постановления главы Конаковского района Тверской области от 11.05.2006 N 757 о предоставлении Сабановой А.И. в аренду земельного участка под строительство магазина; о признании действия (бездействия) администрации города Конаково Тверской области, выразившегося в отказе выдать разрешение на строительство от 21.03.2008 N 337 незаконным, нарушающим права предпринимателя на осуществление предпринимательской деятельности; о возложении обязанности на администрацию города Конаково Тверской области по выдаче предпринимателю разрешения на строительство указанного магазина.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 14.03.2008 администрация города Конаково Тверской области привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05.05.2008 признано незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство магазина, админиртрация города Конаково обязана устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя Сабановой А.И. , выдать разрешение на строительство.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.07.2008 решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2008 решение от 05.05.2008 и постановление от 08.07.2008 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением от 26.11.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.01.2009, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация города Конаково просит решение от 26.11.2008 и постановление от 20.01.2009 отменить в части обязывающей ее устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя Сабановой А.И. путем выдачи разрешения на строительство, принять новый судебный акт с отказом в удовлетворении заявленных истцом требований к администрации города Конаково.
Податель жалобы ссылается на то, что суды первой и апелляционной инстанций в нарушение статей 170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не рассмотрели требование предпринимателя о признании незаконными действия (бездействия) администрации города Конаково, выразившееся в отказе выдать разрешение на строительство (письмо от 21.03.2008 N 337), не дали правовую оценку действиям в соответствии с градостроительными требованиями, не признали действия незаконными, вместе с тем, обязали ее устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
От предпринимателя Сабановой А.И. поступила телеграмма с ходатайством об отложении рассмотрения дела в связи с отпуском ее представителя. Суд кассационной инстанции, выслушав мнение представителя администрации города Конаково, полагает, что ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку предприниматель Сабанова А.Н. своевременно была уведомлена судом о времени рассмотрения жалобы и имела возможность решить вопрос об участии в судебном заседании кассационной инстанции другого представителя.
В судебном заседании представитель администрации города Конакова подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи, с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
16.11.2000 комиссией Конаковского района утвержден акт выбора земельного участка индивидуальному предпринимателю Сабановой А.И. для строительства магазина из свободных земель города Конаково в микрорайоне "Г" в районе открытого рынка площадью 0,04 га.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации Тверской области выдано архитектурно-планировочное задание от 22.07.2002 N 54 на разработку проекта строительства магазина.
С жильцами близлежащих домов (протокол собрания от 03.04.2002) согласовано проектирование и последующее строительство магазина.
05.08.2004 предприниматель Сабанова А.И. обратилась к обществу с ограниченной ответственностью "Комплексная проектная мастерская N 2" при институте "Тверьгражданпроект", которое изготовило проектно-сметную документацию для строительства магазина.
Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Тверской области рабочему проекту строительства дано положительное экспертное заключение, утвержденное 14.09.2004.
Санитарно-эпидемиологическим заключением от 04.01.2004 N 69.01.16.002. Т000321.10.04 подтверждено соответствие проекта магазина санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам.
Проект прошел комплексную экспертизу, по результатам которой выдано сводное заключение от 11.11.2004 N 333 по рабочему проекту строительства магазина.
Приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тверской области от 16.05.2005 N 307 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту.
В мае 2005 года необходимые для получения разрешения на строительство документы переданы предпринимателем Сабановой А.И. в администрацию Конаковского района для получения разрешения на строительство магазина.
После утраты пакета документов администрацией Конаковского района и восстановления их предпринимателем Сабановой А.И. между предпринимателем и администрацией велась переписка до октября 2007 года.
Постановлением главы Конаковского района Тверской области от 11.05.2006 N 757 земельный участок площадью 400 кв. м в микрорайоне "Г" города Конаково предоставлен предпринимателю Сабановой А.И. в аренду сроком на 3 года для строительства магазина с ограничением в пользовании в связи с водоохраной зоной Иваньковского водохранилища.
Договор аренды земельного участка для строительства магазина заключен с предпринимателем Сабановой А.И. 18.01.2007.
Администрация Конаковского района в ответ на обращение предпринимателя Сабановой А.И. о выдаче разрешения на строительство магазина предложила представить заявителю соответствующие документы в администрацию города Конаково для согласования.
Постановлением главы администрации Конаковского района от 19.10.2007 N 1783 постановление от 11.05.2006 N 757 о предоставлении предпринимателю вышеуказанного земельного участка для строительства магазина отменено со ссылкой на нарушение процедуры его предоставления, предусмотренной статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Администрация города Конаково на обращение предпринимателя Сабановой А.И. от 14.03.2008 в выдаче разрешения на строительство магазина отказала письмом от 21.03.2008 N 337.
Полагая, что бездействие администрации Конаковского района и администрации города Конаково, выразившееся в невыдаче ей разрешения на строительство магазина, а также постановление главы администрации Конаковского района от 19.10.2007 N 1783 не соответствуют закону и нарушают ее права, предприниматель Сабанова А.И. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными, исходя из того, что администрацией Конаковского района не была нарушена процедура предоставления земельного участка для строительства, предусмотренная статьями 30 и , ЗК РФ, требования предпринимателя являются законными, а бездействие администрации неправомерно.
Суд апелляционной инстанции указал, что установлен факт нарушения прав и законных интересов предпринимателя принятым постановлением от 19.10.2007 N 1783 и бездействием администрации Конаковского района; в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения поселения, в силу статьи 1 Закона Тверской области от 28.02.2005 N 31-30 "Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Конаковский район" и наделении их статусом городского, сельского поселения", муниципальное образование "город Конаково" с административным центром город Конаково наделено статусом городского поселения, что отражено в статье 3 Устава муниципального образования "Конаковский район" Тверской области. Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что выдача разрешения на строительство находится в компетенции администрации города Конаково.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы, сделанные судами первой и апелляционной инстанций, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суды пришли к правильному выводу о том, что администрацией Конаковского района и администрацией города Конаково не доказано, что оспариваемые ненормативный акт и бездействие, выразившееся в невыдаче разрешения на строительство, соответствуют закону.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что предусмотренный статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления предпринимателю Сабановой А.И. земельного участка для строительства магазина соблюден, пришли к выводу о том, что нарушений земельного законодательства при принятии постановления от 11.05.2006 N 757 не было допущено, соответственно, постановление от 19.10.2007 N 1783 об отмене постановления от 11.05.2006 N 757 нельзя признать законным.
Следовательно, суды правомерно признали постановление от 19.10.2007 N 1783 недействительным, как несоответствующее требованиям законодательства и нарушающее права предпринимателя Сабановой А.И. в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции, установил, что предпринимателем Сабановой А.И. все необходимые для получения разрешения на строительство документы переданы в администрацию Конаковского района в мае 2005 года, но разрешение на строительство не выдано, в связи с тем, что документы администрацией утеряны. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал бездействие администрации несоответствующим требованиям закона и принял решение о восстановлении нарушенного права предпринимателя Сабановой А.И., обязав администрацию города Конаково, осуществляющую полномочия по выдаче разрешений на строительство на спорном земельном участке, совершить указанные действия.
Поскольку нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26.11.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по делу N А66-8203/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Конаково - без удовлетворения.
Возвратить администрации города Конаково из федерального бюджета 1 000 руб. ошибочно уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе по платежному поручению от 04.02.2009 N 72.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2009 г. N А66-8203/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника