Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 марта 2009 г. N А66-2256/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Коробова К.Ю., Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвестСтрой" Богдановой О.Г. (доверенность от 31.03.2008), от открытого акционерного общества "Федеральный центр логистики" Филиппова А.А. (доверенность от 29.12.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Федеральный центр логистики" на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.11.2008 (судья Кольцова Т. В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2009 (судьи Носач Е.В., Митрофанов О.В., Моисеева И.Н.) по делу N А66-2256/2008,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПромИнвестСтрой" (далее - ООО "ПромИнвестСтрой") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к открытому акционерному обществу "Федеральный центр логистики" (далее - ОАО "Федеральный центр логистики") о взыскании 6 001 789 руб. 75 коп., в том числе 5 835 636 руб. 22 коп. задолженности по оплате работ по монтажу электропроводки здания главного корпуса мотеля "Тверь", фактически выполненных по договору подряда от 02.11.2007 N 01/56-001, и 166 153 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.04.2008 по 07.08.2008.
ОАО "Федеральный центр логистики" обратилось с встречным иском к ООО "ПромИнвестСтрой" о признании незаключенным договора подряда от 02.11.2007 N 01/56-001.
Решением от 10.11.2008 с ОАО "Федеральный центр логистики" в пользу ООО "ПромИнвестСтрой" взыскано 5 835 636 руб. 22 коп. задолженности и 142 216 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В удовлетворении встречного иска отказано, распределены судебные расходы.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2009 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Федеральный центр логистики", ссылаясь на не соответствие приведенных судами обеих инстанций выводов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить названные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Как считает ОАО "Федеральный центр логистики", спорный договор подписан Абаевым А.У. с нарушением предоставленных ему полномочий.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание отчет закрытого акционерного общества "Облвоенинвестстрой" (далее - ЗАО "Облвоенинвестстрой"),
В судебном заседании представитель ОАО "Федеральный центр логистики" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, которую представитель ООО "ПромИнвестСтрой" просил оставить без удовлетворения.
Кассационная инстанция проверила правильность применения норм материального и процессуального права при разрешении данного спора.
Как следует из материалов дела, 02.11.2007 ООО "ПромИнвестСтрой" (подрядчик) и ОАО "Федеральный центр логистики" (заказчик) в лице Тверского филиала подписали договор подряда N 01/56-001 на выполнение работ по монтажу электропроводки здания главного корпуса мотеля "Тверь", находящегося по адресу: город Тверь, Петербургское шоссе, дом 130, в соответствии с условиями настоящего договора.
В силу пункта 1.1 договора подрядчик обязался выполнить работы, а заказчик создать необходимые условия для выполнения данных работ, принять результат работ и оплатить их стоимость.
Согласно пункту 2.1 договора стоимость работ определяется в соответствии со сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью данного договора. Предоплата осуществляется на основании выставленных счетов-фактур. Окончательный расчет производится в течение 5 дней после подписания акта приемки выполненных работ (пункты 2.2 и 2.3 договора).
Подрядчик приступает к выполнению работ, согласованных договором, с момента утверждения сметы, срок окончания работ определен до 31.03.2008.
Порядок приемки выполненных работ утвержден сторонами в разделе 5 договора, в соответствии с которым работа сдается подрядчиком и принимается заказчиком с подписанием актов приемки выполненных работ и справки о стоимости работ. При этом срок приемки работ установлен пунктом 5.2 договора и составляет три дня с момента представления подрядчиком соответствующей документации.
Из пункта 5.3 договора следует, что при отказе заказчика от подписания актов на них делается отметка и излагаются основания отказа от подписания документа.
Стороны 02.11.2007 согласовали ведомость объемов работ и сметный расчет к договору подряда от 02.11.2007 N 01/56-001 (том 1, листы дела 27-33).
ООО "ПромИнвестСтрой" письмом от 02.04.2008 N 12 направило ОАО "Федеральный центр логистики" акт выполненных работ и ведомость объемов работ (том 1, лист дела 36).
ОАО "Федеральный центр логистики" выполненные работы не приняло, мотивированный отказ от подписания акта не представило и не произвело оплату данных работ, что послужило основанием для обращения ООО "ПромИнвестСтрой" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о квалификации данной сделки как договора подряда и удовлетворил требования по первоначальному иску с применением положений статей 309, 310, 702 и 753 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установив, что подрядчик работы не принял, мотивированный отказ от подписания акта приемки не заявил, суд признал акт приемки работ от 31.03.2008 N 01/56-001/1 надлежащим доказательством выполнения работ ООО "ПромИнвестСтрой".
Другие доводы, приведенные в жалобе, получили надлежащую оценку.
Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утвержденных создавшим их юридическим лицом. Руководители филиалов действуют на основании доверенности, выданной юридическим лицом. Данное положение закреплено в Уставе ОАО "Федеральный центр логистики".
Статьей 3.3 Положения о Тверском филиале ОАО "Федеральный центр логистики" определены виды деятельности филиала, осуществление которых возможно только по поручению или с согласия самого общества.
В частности, к таким видам деятельности отнесены: строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, в том числе зданий и сооружений I и II уровней ответственности, осуществление функций заказчика-застройщика при строительстве и реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов любой формы собственности. При этом согласием или поручением считается письменное обращение генерального директора общества или заместителя генерального директора согласно установленному порядку распределения обязанностей в случае отсутствия генерального директора.
Директор филиала осуществляет свою оперативно-распорядительную деятельность на основании доверенности, выданной обществом, в соответствии с Положением, приказами и указаниями общества и действующим законодательством.
Как следует из текста доверенности от 31.01.2007 99 НП N 1437434, выданной Обществом и заверенной нотариально, исполняющий обязанности директора Тверского филиала ОАО "Федеральный центр логистики" Абаев А. У. наделен, в частности, полномочиями заключать от имени ОАО "Федеральный центр логистики" договоры гражданско-правового характера в соответствии с действующим законодательством и Уставом общества, за исключением трудовых договоров и договоров, направленных на отчуждение движимого и недвижимого имущества или ограничения прав на имущество доверителя (том 2, лист дела 85).
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что ОАО "Федеральный центр логистики", выдав такую доверенность, выразило свое письменное согласие на заключение договоров гражданско-правового характера, в том числе и договоров подряда.
Отчет ЗАО "Облвоенинвестстрой" не принят во внимание, поскольку подготовлен вне рамок рассмотрения данного дела и содержит ссылку на непредставление документации, касающейся фактического выполнения работ подрядчиком, проверка проводилась без участия представителей подрядчика. В отчете не приведено выводов о завышении подрядчиком объемов и стоимости работ применительно к согласованной сторонами смете к договору и технической документации.
Поскольку в кассационной жалобе ОАО "Федеральный центр логистики" повторяет все то, на что ссылалось ранее, все его доводы и аргументы проверены при рассмотрении спрра, суд кассационной инстанции считает, что отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.11.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2009 по делу N А66-2256/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Федеральный центр логистики" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
|
Н.Н.Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2009 г. N А66-2256/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника