Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 апреля 2009 г. N А13-2073/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. N А13-2073/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой N 7 по Ярославской области Перетрухиной А.А. (доверенность от 03.04.2009) и Смирновой О.М. (доверенность от 12.01.2009), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области Утмановой М.В. (доверенность от 18.12.2008),
рассмотрев 07.04.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.08.2008 по делу N А13-2073/2008 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
Заместитель прокурора Ярославской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - Инспекция N 12) от 19.06.2007 N 2284А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Альпремстрой" (далее - ООО "Альпремстрой"), и решения от 20.06.2007 N 2285А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Альпремстрой".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (далее - Инспекция N 7) и ООО "Альпремстрой".
Решением от 12.08.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция N 7, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 12.08.2008 и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, у Инспекции N 12 не имелось оснований для принятия оспариваемых решений, поскольку с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ обратилось неуполномоченное лицо.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Определением от 10.03.2009 рассмотрение кассационной жалобы отложено до 07.04.2009 в связи с неявкой в судебное заседание представителя Инспекции N 12 и отсутствием у суда сведений о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Инспекции N 7 поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Инспекции N 12 возражал против ее удовлетворения.
ООО "Альпремстрой" надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.06.2007 в Инспекцию N 12 поступили заявления Кондюшова Василия Вячеславовича о государственной регистрации изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об участниках юридического лица - физических лицах. Основанием для обращения Кондюшова В.В. с заявлением в налоговый орган было решение единственного участника ООО "Альпремстрой" Пименова Сулико Зурабовича от 07.06.2007.
Решениями Инспекции N 12 от 19.06.2007 N 2284А и от 20.06.2007 N 2285А в ЕГРЮЛ внесены изменения в сведения о юридическом лице.
Считая, что решения Инспекции N 12 вынесены на основании недостоверных сведений, Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанных решений недействительными.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу, что для внесения изменений в ЕГРЮЛ Кондюшов В.В. представил в налоговый орган все необходимые документы предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что решение от 12.08.2008 подлежит отмене.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями его учредительных документов, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель). При этом заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 315-0 указано, что при государственной регистрации юридического лица заявителем может являться только лицо, указанное в статье 9 Закона N 129-ФЗ. При этом лицо, действующее на основании доверенности, не может являться заявителем.
Таким образом, заявителем документов, представляемых ООО "Альпремстрой" в налоговый орган для регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, могли являться либо руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
В силу статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" полномочия руководителя исполнительного органа общества, в том числе право действовать от имени общества без доверенности, возникают с момента его избрания компетентным органом управления общества.
Как следует из материалов дела, решением единственного участника ООО "Альпремстрой" от 07.06.2007 Кондюшов В.В. освобожден от должности генерального директора общества. В соответствии с пунктом 4 указанного решения с 08.06.2007 генеральным директором ООО "АПЕЛЬСИН" назначен Пименов С.З. (л.д. 18, т. 2). Однако заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ, подписанные Кондюшовым В.В., представлены в налоговый орган 14.06.2007. При этом судом первой инстанции установлено и никем не оспорено, что Кондюшов В.В. при обращении в Инспекцию N 12 с заявлением о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Альпремстрой", представил регистрирующему органу следующие документы: изменения в устав ООО "Альпремстрой", решение о внесении изменений в учредительные документы общества; документ об уплате государственной пошлины. Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени ООО "Альпремстрой", не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества, Кондюшов В.В. представил в Инспекцию N 12 только заявление (л.д. 114, т.2). Кроме того, из пункта 5.1.1 заявления по форме N Р13001 и из пункта 4.1.1 заявления по форме N Р14001 следует, что Кондюшов В.В., подписывая указанные заявления, действовал в качестве руководителя постоянно действующего исполнительного органа ООО "Альпремстрой".
Поскольку на момент представления заявлений о внесении изменений в ЕГРЮЛ Кондюшов В.В. не являлся ни руководителем ООО "Альпремстрой", ни иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, то поданные в налоговый орган заявления подписаны неуполномоченным лицом.
В силу положений статей 9 и 17 Закона N 129-ФЗ подписание заявления неуполномоченным лицом является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 23 названного Закона, то есть в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что принятое с нарушением норм материального права решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании исследования
доказательств, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дела на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.08.2008 по делу N А13-2073/2008 отменить.
Заявление заместителя прокурора Ярославской области удовлетворить.
Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области: от 19.06.2007 N 2284А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Альпремстрой", и от 20.06.2007 N 2285А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Альпремстрой", как не соответствующие пункту "а" части 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
О.Г. Соснина |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационная инстанция признала, что у налогового органа не было оснований для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Согласно Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы для внесения таких изменений представляются в том же порядке, что и при государственной регистрации юридического лица.
Конституционный Суд РФ указывал, что при государственной регистрации юридического лица заявителем не может быть лицо, действующее на основании доверенности.
В спорном случае заявителем должны были выступать либо руководитель постоянно действующего исполнительного органа, либо другое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени организации.
Как следует из материалов дела, гражданин, подписавший заявления о внесении изменений, был освобожден от должности генерального директора. На момент представления заявлений в налоговый орган он не имел права без доверенности действовать от имени организации.
Таким образом, заявления были подписаны неуполномоченным лицом.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 апреля 2009 г. N А13-2073/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника