Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Уманца М. П. на решение Псковского городского суда Псковской области от 11 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 23 июня 2022 года по административному делу N 2а - 285/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N1 по Псковской области к Уманцу М. П. о взыскании задолженности недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Уманца М.П. - Филиппова Д.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области обратилась в суд с иском к Уманцу М.П, указав в обоснование, что налоговым агентом ООО "Линкор" в МИФНС России N1 по Псковской области в отношении Уманца М.П. предоставлена справка о доходах по форме 2-НДФЛ, согласно которой ответчиком в 2019 г. был получен доход в размере 2 552 485, 40 руб, с которого исчислен и не удержан налог на доходы физических лиц в размере 331 823 руб. На основании данной справки ответчику начислена сумма налога на доходы физических лиц за 2019 г. в размере 331 823 руб. и включена в налоговое уведомление от 03 августа 2020 г. N N. Налог ответчик обязан был уплатить до 01 декабря 2020 г. Поскольку в установленный срок ответчик налог не уплатил, ему направлено требование от 14 декабря 2020 г. N 93427 со сроком уплаты налога до 15 января 2021 г. Однако до настоящего времени налог ответчиком не уплачен, в связи с чем, МИФНС России N1 по Псковской области просила взыскать с него недоимку по налогу в указанной сумме, а также начисленные на сумму недоимки пени за период с 02 декабря 2020 г. по 13 декабря 2020 г. в размере 564, 10 руб.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 11 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 23 июня 2022 года административное исковое заявление налогового органа удовлетворено в части. Взыскана с Уманца М. П. задолженность по уплате недоимки по НДФЛ за 2019 г. в размере 307 650, 51 руб. и пени в размере 523 руб, в общей сумме 308 173, 51 руб. В остальной части иска отказано. Взыскана с Уманца М. П. в доход муниципального образования государственная пошлина в размере 6281 руб.74 коп.
На судебные акты Уманцом М.П. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с тем, что судами нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам по делу. Указал на пропуск срока административным истцом по обращению с данными требованиями.
Выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что заочным решением Псковского городского суда Псковской области от 18 октября 2018 г. по гражданскому делу N 2-2811/2018 с ООО "Линкор" в пользу Уманец М.П. взысканы денежные средства, уплаченные по договору от 28 октября 2016 г. N 181и-КИТ2/10-16Г в размере 2 386 800 руб, проценты на основании части 2 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве" в размере N руб, убытки в размере 135 943 руб, компенсация морального вреда в размере 30 000 руб, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере N руб, судебные расходы по оплате юридических услуг представителя в размере 20 000 руб.
Налоговым агентом ООО "Линкор" в МИФНС России N 1 по Псковской области в отношении Уманец М.П. предоставлена справка о доходах по форме 2- НДФЛ за 2019 г. N 24 от 26 февраля 2020 г, согласно которой ответчик в 2019 г. получил доход в размере 2 552 485, 40 руб, при этом сумма налога, подлежащая уплате, составляет - 331 823 руб.
Согласно данной справке код дохода "2301", который применяется для доходов в виде сумм штрафов и неустойки, выплачиваемых организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом РФ от 07 декабря 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
На основании данной справки ответчику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика передано налоговое уведомление от 03 августа 2020 г. N N, в соответствии с которым он до 01 декабря 2020 г. должен был уплатить налог на доходы физических лиц за 2019 г. в размере 331 823 руб.
Поскольку в установленный срок ответчик налог не уплатил, ему направлено требование от 14 декабря 2020 г. N 93427 со сроком уплаты налога до 15 января 2021 г, которое им не исполнено.
На сумму недоимки в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени в размере 564, 10 руб. за период с 02 декабря 2020 г. по 13 декабря 2020 г.
С учетом требований НК РФ, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21 октября 2015 г. судом первой инстанции проверены основания для взыскания НДФЛ, а также произведенный расчет суммы налога, подлежащей взысканию с Уманца М.П. Суды правомерно пришли к выводу о том, что к доходам налогоплательщика нельзя отнести суммы убытков в размере 135 943 руб, компенсации морального вреда в размере 30 000 руб. и судебных расходов в размере 20 000 руб, поэтому исключил данные суммы, и определилполученный административным ответчиком доход, подлежащий налогообложению, в размере N, 4 руб.
В связи с этим, заявленные требования о взыскании с Уманца М.П. задолженности по уплате недоимки по НДФЛ за 2019 г. удовлетворены частично.
Судами установлено, что налоговый орган первоначально обратился к мировому судье судебного участка N 32 города Пскова с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания с Уманца М.П. имеющейся задолженности. 18 марта 2021 г. судебный приказ был выдан, однако, 16 апреля 2021 г. судебный приказ был отменен, в связи с поступившими от Уманца М.П. возражениями.
Административное исковое заявление поступило в адрес Псковского городского суда Псковской области 14 октября 2021 г, что следует из входящего штампа суда, то есть в шестимесячный срок, с даты вынесения определения об отмене судебного приказа.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что налогоплательщик обязан уплачивать установленные налоги, порядок взыскания соблюден, срок на обращение в суд не пропущен
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункт 3 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 КАС РФ).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ, то указанный срок им признан не пропущенным.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 123.8 КАС РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 КАС РФ не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского городского суда Псковской области от 11 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 23 июня 2022 года по административному делу N 2а - 285/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Уманца М. П. - без удовлетворения.
Решение Уманца М. П. на решение Псковского городского суда Псковской области от 11 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 23 июня 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.