Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-3789 /2021) по кассационной жалобе администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2021г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022г. (N33а-3800/2022) по административному иску Косоноговой Н.П. к администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области Терешенковой Ж.С, представителя Косоноговой Н.П.- Флягиной А.М, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Косоногова Н.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация, администрация МО Вырицкое городское поселение) о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, выраженного в письме от 23 марта 2021г. N891; обязании утвердить схему расположения земельного участка N на кадастровом плане территории в двухнедельных срок с момента вступления решения суда в законную силу в указанных административным истцом координатах, и в течение месяца после кадастрового учета земельного участка заключить с Косоноговой Н.П. соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером N.
В обоснование указала, что являясь собственником земельного участка площадью 1 159 кв.м, кадастровый номер N, в целях увеличения площади своего земельного участка, 15 февраля 2021г. обратилась в администрацию МО Вырицкое городское поселение с заявлением, которым просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом квартале территории площадью 1862 кв.м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 47:23:0602004:644 площадью 1159 кв.м; категория земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ИЖС.
Письмом Администрации от 23 марта 2021г. N891 Косоноговой Н.П. отказано в удовлетворении заявления, со ссылкой на то, что территория, подлежащая к перераспределению, включена в Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки Вырицкого городского поселения с изменением территориальной зоны с Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону Р-1 (зона озеленения общего пользования).
Отказ Администрации считает незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, поскольку в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденными Приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации Ленинградской области от 10 мая 2016г. N24, земельный участок административного истца и испрашиваемая к перераспределению территория находятся в зоне Ж-3- зоне застройки индивидуальными жилыми домами. В соответствии со ст.31.2 Правил землепользования и застройки максимальный размер вновь предоставляемых земельных участков составляет 2 500 кв.м.
Таким образом, образованный в результате перераспределения земельный участок соответствует действующему градостроительному регламенту в части площади.
Какого-либо решения или проекта о внесении изменений в действующие Правила землепользования и застройки Вырицкого городского поселения не принималось и не публиковалось, но даже если бы испрашиваемая территория была включена в проект внесения изменений, вхождение территории, подлежащей перераспределению, в зону Р-1 (зона озеленения общего пользования), не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на основании действующего законодательства.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2021г. административный иск удовлетворен частично.
Отказ администрации Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выраженный в письме за исх. N891 от 23 марта 2021г. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с КН N признан незаконным. Администрация Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязана рассмотреть заявление Косоноговой Н.П. о перераспределении земельного участка с КН N. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022г. решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2021г. изменено в части, с изложением первого и второго предложения резолютивной части решения в следующей редакции:
"Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области утвердить схему расположения земельного участка, выраженный в письме N891 от 23.03.2021г. Обязать администрацию муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть заявление Косоноговой Натальи Петровны от 19.02.2021 г, входящий N 334/08, об утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N".
В остальной части решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2021г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п.3 ст.11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно п.8 ст.11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст.11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13 ст.11.10 ЗК РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п.7 ст.11.9 ЗКРФ).
Статьей 39.27 ЗК РФ предусмотрены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.
В силу данной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях: 1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; 2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; 3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной -или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. В случаях, указанных в
подпунктах 1-3 пункта 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях
приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 ст.11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 5 пункта 5 ст. 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 ст. 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности отношении которых подано заявление о предварительном предоставления земельного участка или заявление о земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Как следует из материалов дела, ФИО6 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1 159 кв.м, кадастровый номер N, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес".
ФИО6 обратилась в администрацию МО Вырицкое городское поселение с заявлением, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка площадью 1862 кв.м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 1159 кв.м. Заявление зарегистрировано 19 февраля 2021г, входящий N.
Письмом администрации МО Вырицкое городское поселение от 23 марта 2021г. N Косоноговой Н.П. отказано в удовлетворении ее заявления от 19 февраля 2021г, входящий N. В письме указано, что испрашиваемая территория включена в Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки Вырицкого городского поселения с изменением территориальной зоны с Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на территориальную зону Р-1 (зона озеленения общего пользования).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный ответчик не представил доказательств наличия оснований, предусмотренных действующим законодательством для отказа в перераспределении земель, заключении соответствующего соглашения. Суд первой инстанции указал, что планы администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области по использованию спорного земельного участка путем организации какого-либо объекта для общего пользования, проведение административным ответчиком работ по формированию проекта изменений и дополнений в ПЗЗ не предусмотрены законом в качестве оснований для отказа административному истцу в заключении с ним соглашения о перераспределении земельного участка, отказ административного ответчика со ссылкой на данные обстоятельства является необоснованным. Суд первой инстанции отметил, что действующее законодательство не содержит запрета повторного перераспределения земельного участка.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В оспариваемом отказе Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения земельных участков, отсутствуют основания для отказа, предусмотренные действующим законодательством в приведенных выше статьях Земельного кодекса РФ.
В рассматриваемом случае Администрацией не доказано наличие законных оснований для отказа, предусмотренных п.7 ст.11.9 3К РФ: образуемый земельный участок не пересекает границы установленных территориальных зон; не доказано наличие обстоятельств для отказа, предусмотренных п. 2 ст.11.10 ЗК РФ, в соответствии с которым подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации. В оспариваемом ответе не содержится также оснований, предусмотренных ст.39.28 и п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
Планы администрации МО Вырицкое городское поселение по дальнейшему использованию испрашиваемого земельного участка путем организации какого-либо объекта для общего пользования, проведение административным ответчиком работ по формированию проекта изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки, не предусмотрены законом в качестве оснований для отказа в утверждении схемы.
Других оснований, предусмотренных пунктом 2 ст. 11.10 ЗК РФ в качестве обязательных требований для подготовки схемы расположения земельного участка, в оспариваемом отказе также не содержится.
Испрашиваемый Косоноговой Н.П. земельный участок предполагает площадь 1862 кв.м, что согласно Правилам землепользования и застройки Вырицкого городского поселения не превышает установленные предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка в зоне Ж-3.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно изменил формулировку резолютивной части решения суда первой инстанции, указав следующее.
Согласно принятому решению, суд первой инстанции признал незаконным отказ администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с КН N, и обязал администрацию рассмотреть заявление Косоноговой Н.П. о перераспределении земельного участка с КН N.
Однако, в поданном 19 февраля 2021г. заявлении, входящий N, Косоногова Н.П. просила утвердить схему расположения земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, а не заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
Формулировка обжалуемого отказа администрации также не содержит отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
В связи с чем, формулировка первого и второго предложения резолютивной части решения суда первой инстанции приведена в соответствие с заявлением административного истца Косоноговой Н.П. от 19 февраля 2021 г, входящий N.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2021г. (в неизмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2021г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 января 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.