Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юдина В. И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 сентября 2022 года по административному делу N 2а - 193/2022 по административному исковому заявлению Юдина В. И. к администрации Лахденпохского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в представлении в собственность земельного участка и понуждении к действиям.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Юдин В.В. Сутягина А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Юдин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и недействительным решение администрации Лахденпохского муниципального района от 12 мая 2022 г. N 2524 и обязать администрацию Лахденпохского муниципального района заключить с Юдиным В.И. договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В обосновании своих требований указал, что 2 июля 2019 г. между ним и администрацией Лахденпохского муниципального района заключен договор аренды N 112 земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, сроком на 20 лет. Административным истцом на вышеуказанном земельном участке построен жилой дом с кадастровым номером N, произведена регистрация права собственности. Письмом от 12 мая 2022 г. N2524 администрация Лахденпохского муниципального района отказала в удовлетворении заявления Юдина В.И. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, поскольку земельный участок расположен в запретной зоне военного объекта - Хвойное лесничество Минобороны России (реестровый номер зоны с особыми условиями использования территории N).
Решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 21 июня 2022 г. заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение администрации Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, выраженное в письме от 12 мая 2022 г. N 2524 об отказе Юдину В.И. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N. Судом возложена администрацию Лахденпохского муниципального района обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение путем передачи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 апреля 2022 года решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 21 июня 2022 г. по настоящему делу отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Юдина В. И. к администрации Лахденпохского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в представлении в собственность земельного участка и понуждении к действиям отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 31 октября 2022 года, Юдин В.И. просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что приказом заместителя министра обороны Российской Федерации от 27 апреля 2022 года N 406 испрашиваемый земельный участок исключен из границ запретной зоны Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Заслушав доклад, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, кассационный суд полагает апелляционное определение подлежащим отмене исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что запретная зона военного объекта установлена приказом Министерства обороны Российской Федерации от 08.12.2015 N 1184 ДСП.
Сведения о Запретной зоне военного объекта внесены в ЕГРН 14 февраля 2016 г.
Земельный участок с кадастровым номером N образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 10:12:0011605:36, расположенного в границах военного городка N 2.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона - Ж1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами, был предоставлен Юдину В.И. в аренду на 20 лет на основании договора аренды N 112 от 2 июля 2019 г, государственная регистрация договора аренды осуществлена 23 июля 2019г. за N N.
В состав Запретной зоны военного объекта полностью входит земельный участок с кадастровым номером N. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" указанный участок входит в состав Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации и используется для нужд обороны и безопасности.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером N имеет ограничения - пункты 10-14 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны".
Право собственности на здание (жилое) с кадастровым номером N, площадью 43, 9 кв.м, год завершения строительства - 2021, поставленное на кадастровый учет 19 марта 2021 г, зарегистрировано за Юдиным В.И. 19 марта 2021 г. за N.
1 апреля 2022 г. Юдин В.И, являясь собственником жилого дома с кадастровым номером N, на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, на котором находится указанный объект недвижимости (зарегистрировано 4 апреля 2022 г. за N 454).
12 мая 2022 г. решением, оформленным письмом за N 2524, Юдину В.И. отказано в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретной зоне военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации (реестровый номер зоны с особыми условиями использования территории 10:00-6.71).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что не представлены доказательства фактического использования земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности; расположение земельного участка в пределах границ запретной зоны само по себе не является достаточным основанием для вывода о том, что данный земельный участок отнесен к ограниченным в обороте.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что здание (жилое) построено и право собственности на него зарегистрировано также уже после включения земельного участка в состав Запретной зоны военного объекта (19 марта 2021 г.), следовательно, указанный земельный участок в силу отнесения его к землям, ограниченным в обороте (подпункт 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации), не может быть предоставлен в силу абзаца второго пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в частную собственность Юдина В.И.
Однако такие выводы противоречат действующему законодательству и обстоятельствам дела.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен пунктом 5 указанной статьи, в соответствии с подпунктом 5 которого ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.
Из анализа приведенных выше норм следует, что при определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, т.е. к ограниченным в обороте отнесены те земельные участки, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).
К числу зон с особыми условиями использования территорий отнесены зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов (пункт 10 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61- ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность", пунктом 2 раздела II приложения N 1 к данному Постановлению установлено, что имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности. Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.
Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405.
Согласно пунктам 2, 5, 12, 15 Положения "запретная зона" ? территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Целями установления запретных зон являются: а) обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; б) безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; в) недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; г) защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Ни глава XIX Земельного кодекса Российской Федерации, ни Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405, устанавливая ограничения на использование земельных участков, расположенных в границах запретных зон, запрета на приватизацию таких земельных участков не содержат.
Расположение земельного участка в пределах границ запретной зоны само по себе не является достаточным основанием для вывода о том, что данный земельный участок отнесен к ограниченным в обороте.
Суд апелляционной инстанции, разрешая заявленные требования, посчитал, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий административному истцу жилой дом, относится к землям обороны и безопасности и в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте, в отсутствие каких-либо сведений о предоставлении спорного земельного участка для обеспечения обороны и безопасности.
При этом, судом не принят во внимание приказ заместителя министра обороны Российской Федерации от 27 апреля 2022 года N 406 испрашиваемый земельный участок исключен из исключен из границ запретной зоны Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без их устранения невозможна защита охраняемых законом интересов сторон, судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлению в Верховный Суд Республики Карелия на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 сентября 2022 года по административному делу N 2а - 193/2022 - отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению Юдина В. И. к администрации Лахденпохского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в представлении в собственность земельного участка и понуждении к действиям направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.