Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Мирза-Заде Х. Керим оглы на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2022 года по административному делу N 2а-4051/2021 по административному исковому заявлению Мирза-Заде Х.К.о. к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, заместителю руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Грицаю В.М. о признании незаконным предписания
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя Мирза-Заде Х.К.о. - Кабарчука И.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу - Бурандасова В.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мирза-Заде Х.К.о. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором, после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать незаконным предписание заместителя руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Грицая В.М. от 26 мая 2021 года N 2П-4-6/21 (далее также - предписание от 26 мая 2021 года).
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым предписанием установлено нарушение Мирза-Заде Х.К.о. требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в виде невыполнения порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Водопроводящая система Петергофа, 1720-1721 гг, 2-я пол. XVIII в, 1944-1948 гг, 1970-е гг. (реставрация)", включенного в Список всемирного наследия, выявленных 11 декабря 2019 года, что выразилось в осуществлении земельных работ с использованием тяжелой техники, на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым N, расположенном по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", в границах территории указанного объекта культурного наследия, а также невыполнении требований по содержанию и использованию этого объекта.
Административный истец указал, что незаконные действия с объектом культурного наследия не совершал, данное правонарушение совершено Блиновым С.Ю, в отношении которого им подано заявление о возбуждении уголовного дела в связи с совершением преступления.
Оспариваемое предписание не соответствует требованиям нормативных правовых актов, не учитывает, что административный истец не был осведомлен, что в отношении приобретенного им земельного участка установлены ограничения.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Мирза-Заде Х.К.о. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2022 года, поданной через суд первой инстанции 24 октября 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 1 ноября 2022 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Разрешая административное дело, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований пришел к выводу, что поскольку доказательства, представленные стороной административного ответчика подтверждают не выполнение административным истцом требований нормативных правовых актом в связи с проведенными на принадлежащем ему земельном участке работами, то оспариваемое предписание от 26 мая 2021 года является законным, содержит указания на выявленные в ходе проверки конкретные нарушения положений действующего законодательства, предлагает административному истцу принять меры по их устранению в пределах компетенции проверяемого лица.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было, при установленных обстоятельствах дела нормы материального права применены верно.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно статье 40 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под сохранением объекта культурного наследия понимаются - меры, направленные нв обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно подпункту 1, 7 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Порядок осуществления Минкультуры России федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной отдельных объектов культурного наследия на момент возникновения между сторонами рассматриваемых правоотношений был установлен действовавшим Административным регламентом осуществления Министерством культуры Российской Федерации федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Минкультуры России от 12 сентября 2019 года N 1347 (утратил силу в связи с изданием приказа Минкультуры России от 9 декабря 2021 года N 2070).
Согласно пункту 4 Административного регламента предметом федерального государственного надзора являются, в том числе, соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия, а также осуществлению мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Пунктом 5 Административного регламента предусмотрено, что при осуществлении федерального государственного надзора должностные лица органов Минкультуры России самостоятельно и с привлечением экспертов, аттестованных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 года N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю", в том числе вправе выдавать обязательные для исполнения предписания лицам, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор, с указанием сроков их исполнения, в том числе предписания:
об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия;
об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
возбуждать дела об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о принятии мер в пределах своей компетенции, в том числе о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Согласно пункту 131 Административного регламента, осуществление федерального государственного надзора в форме мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия включает в себя следующие административные процедуры:
1) принятие решений о проведении мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия;
2) организация и проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия;
3) оформление результатов мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и принятие мер по фактам нарушений, выявленных при проведении указанных мероприятий.
Информирование лиц, использующих объекты надзора, о проведении мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия не осуществляется (пункт 132 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 133 Административного регламента мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия осуществляются должностными лицами органов Минкультуры России посредством проведения разовых осмотров используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами территорий, зданий, производственных, хозяйственных и иных нежилых помещений, строений, сооружений, являющихся объектами культурного наследия либо находящихся в зонах охраны (объединенной зоне, защитной зоне) таких объектов, земельных участков, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, либо земельных участков, непосредственно связанных с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, и зонах охраны.
Мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия осуществляется путем визуального осмотра объектов культурного наследия с целью определения их состояния, а также соблюдения обязательных требований, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящего Административного регламента, и выявления признаков нарушения данных требований.
Согласно пункту 138 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является задание.
В соответствии с пунктом 139 Административного регламента должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются должностные лица органа Минкультуры России, указанные в задании.
Согласно пункту 141 Административного регламента мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия проводится по месту нахождения объекта культурного наследия и по месту нахождения органов Минкультуры России.
В соответствии с пунктом 142 Административного регламента должностными лицами органа Минкультуры России, указанными в задании, проводятся следующие административные действия:
1) полное и всестороннее визуальное обследование (осмотр) объекта культурного наследия и его территории;
2) фотографирование и (или) видеосъемка объекта культурного наследия и его частей;
3) исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы с привлечением при необходимости экспертов, экспертных организаций, специалистов;
4) рассмотрение и анализ документов и сведений, полученных от государственных органов и иных организаций и относящихся к объекту надзора;
5) выявление признаков, указывающих на наличие нарушений обязательных требований (при наличии оснований).
Результатом выполнения административной процедуры является завершение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также, при наличии оснований, выявление нарушений обязательных требований, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящего Административного регламента (пункт 144 Административного регламента).
Согласно пункту 147 Административного регламента по результатам мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия должностными лицами органов Минкультуры России, его проводившими, в течение двух рабочих дней со дня окончания мероприятия по контролю составляется акт осмотра объекта культурного наследия.
К указанному акту осмотра могут прилагаться картографические материалы, результаты измерений, фототаблицы и другие связанные с результатами мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия документы или их копии.
В соответствии с пунктом 148 Административного регламента в случае выявления в результате проведенных мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия нарушений обязательных требований следующих полномочий, направленных на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации:
1) фиксация актуального состояния объекта культурного наследия и его территории в акте осмотра объекта культурного наследия, а также фактов выявленных нарушений обязательных требований;
2) выдача предписаний, предусмотренных подпунктом 2 пункта 5 настоящего Административного регламента;
3) в случае выявления достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, - принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) направление руководителю органа Минкультуры России либо уполномоченному заместителю руководителя органа Минкультуры России мотивированного представления должностного лица органа Минкультуры России о назначении внеплановой проверки;
5) направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
6) направление в органы государственного контроля (надзора) в соответствии с их компетенцией информации о выявленных при проведении мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции органов Минкультуры России.
На территории Санкт-Петербурга (в пределахадминистративных земель Ломонсовского p-она) расположен объекткультурного наследия федерального значения "Водопроводящая системаПетергофа, 1720-1721 гг, инж.-гидравпик Туволков В.Г, 2-я пол. XVIII в, 194-1948 гг, 1970-е гг. (реставрация)", расположенного по адресу: "адрес"" (далее - Ансабль).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009-года N 759-р указанный Ансамбль включен в перечень отдельных объектовкультурного наследия федерального значения, полномочия погосударственной охране которых осуществляются Министерством культурыРоссийской Федерации.
Ансамбль поставлен под государственную охрану на основанииПостановления Совмина РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "Одальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" иявляется компонентом N 540-017h объекта всемирного наследия ЮНЕСКО"Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников", который решением 14-й сессии Комитета всемирного наследияЮНЕСКО (г. Банф, Канада) в 1990 году был включен в Список всемирногокультурного наследия.
Приказом Минкультуры России от 18 октября 2016 года N 2307(регистрация в Минюсте России 22 ноября 2016 года N 44395) утвержденыграницы и режим использования территории Ансамбля, которые отображенына Публичной кадастровой карте в разделе: зоны с особыми условиямииспользования территорий, и открыты для свободного доступа.
Объектом оценки являлась часть Ансамбля - территория с карьером, наполненным по бровке долины осадковыми водами, сформированный какземельный участок площадью 25 000 кв.м, являющийся водоохранной зонойСимоновской речки.
Как следует из материалов дела и установлено судами, гражданин Российской Федерации Мирза-Заде Х.К.о. является собственником земельного участка с кадастровым N, расположенным по адресу: "адрес", "адрес", у "адрес".
Площадь земельного участка с кадастровым номером: N составляет 25 000 кв.м, из них обременения: 6170 кв.м - водоохранная зона водного объекта, 6170 кв.м - прибрежная защитнаяполоса водного объекта. Категория земель: сельскохозяйственного назначения (в составе объекта культурного наследия - земель историко-культурного назначения).
Земельный участок сформирован в 2014 году, выставлен на публичные торги ГП ЛО "Фонд имущества Ленинградской области" и продан (с указанием наличия обременения).
Судами также установлено, что на основании задания руководителя Управления Минкульта России по Северо-Западному федеральному округу от 11 декабря 2019 года N 46 проведены мероприятия по обследованию земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в границах указанного выше объекта культурного наследия, по результатам которых составлен акт обследования указанного земельного участка от 11 декабря 2019 года.
Предписанием названного Управления от 9 января 2020года N 2П-4-1/20, составленным по результатам проведения мероприятий по контролю состояния объекта культурного наследия 11 декабря 2019 года, установлено нарушение Мирза-Заде Х.К.о. требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", допущение невыполнения порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Водопроводящая система Петергофа, 1720-1721 гг, 2-я пол. XVIII в, 1944-1948 гг, 1970-е гг. (реставрация)" (далее - Объект, Ансамбль), включенного в Список всемирного наследия, выявленных 11 декабря 2019 года и заключающихся в осуществление земельных работ с использованием тяжелой техники, на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым N, расположенном по адресу: "адрес", "адрес", в границах территории указанного объекта культурного наследия, а также требований по содержанию и использованию этого объекта. Срок устранения нарушений установлен до 1 марта 2020 года.
На основании задания руководителя Управления Минкульта России по Северо-Западному федеральному округу от 28 апреля 2020 года N19/20 проведены мероприятия по обследованию вышеуказанного объекта культурного наследия и части земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в границах указанного выше объекта культурного наследия, по результатам которых составлен акт осмотра указанного земельного участка от 28 апреля 2020 года.
Предписанием названного Управления от 4 декабря 2020 года N2П-4-16/20, составленным по результатам проведения мероприятий по контролю состояния объекта культурного наследия, указанных в предписании от 9 января 2020 года установлено нарушение Мирза-Заде Х.К.о. требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, допущение невыполнения порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Водопроводящая система Петергофа, 1720-1721 гг, 2-я пол. XVIII в, 1944-1948 гг, 1970-е гг. (реставрация)", включенного в Список всемирного наследия, выявленных 11 декабря 2019 года и заключающихся в осуществление земельных работ с использованием тяжелой техники, на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером N, в границах территории указанного объекта культурного наследия, а также требований по содержанию и использованию этого объекта. Срок устранения нарушений установлен до 31 марта 2021 года (т. 1 л.д. 83об.-85).
На основании задания руководителя Управления Минкульта России по Северо-Западному федеральному округу от 5 апреля 2021 года N16/21 проведены мероприятия по обследованию вышеуказанного объекта культурного наследия в части земельного участка с кадастровым номером N, по результатам которых составлен акт осмотра указанного земельного участка от 7 апреля 2021 года (т.2, л.д. 61-70, ).
Оспариваемым по настоящему делу предписанием заместителя руководителя Управления Минкульта России по Северо-Западному федеральному округу от 26 мая 2021 года N 2П-4-6/21, составленным по результатам проведения мероприятий по контролю состояния объекта культурного наследия 11 декабря 2019 года, установлено нарушение Мирза-Заде Х.К.о. требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", допущение невыполнения порядка проведения работ по сохранению названного Объекта культурного наследия, выявленных 11 декабря 2019 года и заключающихся в осуществление земельных работ с использованием тяжелой техники, на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым N, в границах территории указанного объекта культурного наследия, а также требований по содержанию и использованию этого объекта. Срок устранения нарушений установлен до 30 октября 2021 года (т.2, л.д. 138-142).
Кроме того судами установлено, что постановлением судьи Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 9 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 16 февраля 2021 года, Мирза-Заде Х.К.о. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 23 000 рублей.
Указанные судебные акты оставлены без изменения постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2021 года.
В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что 11 декабря 2019 года по адресу: "адрес" "адрес" Мирза-Заде Х.К.о, являясь собственником земельного участка, расположенного в границах территории объекта культурного наследия ансамбля "Водопроводящая система Петергофа, 1720-1721 гг, 2-я пол. XVIII в, 1944-1948 гг, 1970-е гг", где запрещается строительство и проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта, в нарушение требований пункта 1 статьи 5.1, пункта 1 статьи 33, статьи 45, статьи 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" допустил проведение земельных работ с использованием тяжелой техники. Также, из указанного судебного постановления суда кассационной инстанции следует, что Мирза-Заде Х.К.о, являясь собственником земельного участка, расположенного в границах территории объекта культурного наследия, не принял меры по поддержанию в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, в связи с чем, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При установленных обстоятельствах дела суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из того, что оспариваемое предписание от 26 мая 2021 года постановлено на основании мероприятий по контролю выполнения ранее вынесенного предписания от 4 декабря 2020 года (срок исполнения - до 31 марта 2021 года), проведенных в соответствии с заданием руководителя Управления от 5 апреля 2021 года (т. 2, л.д. 68).
Административным ответчиком соблюден порядок осуществления надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной отдельных объектов культурного наследия.
Оспариваемое предписание, вопреки доводам кассационной жалобы, содержит законные и исполнимые требования.
Разрешая спорные правоотношения, суды обоснованного применил положения вышеуказанного Административного регламента осуществления Министерством культуры Российской Федерации федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 12 сентября 2019 года N 1347.
Порядок назначения проверки, оформления ее результатов судами проверен, призван соблюденным.
Доводы кассационной жалобы о том, что действия по нарушению требований Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" допустил не он, а Блинов С.Ю, не могут быть приняты во внимание. Доводы кассационной жалобы не опровергают установленное судами обстоятельство, что нарушения совершены в 2019 году, когда собственником земельного участка являлся Мирза-заде Х.К.о, и ограничения в использовании принадлежащего ему земельного участка, как входящего в объект культурного наследия, были уже установлены. Факт привлечения Блинова С.Ю. к установленной законом ответственности не свидетельствует об отсутствии у Мирза-заде Х.К.о, как собственника земельного участка, расположенного в границах территории объекта культурного наследия, обязанности по принятию мер по поддержанию в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с принятыми судебными актами, а также к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мирза-Заде Х. Керим оглы - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 23 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.