Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-29/2022) по кассационной жалобе Головина К.В. на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 1 марта 2022г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2022г. (N33а-5269/2022) по административному иску Головина К.В. к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), о взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Головин К.В. обратился суд с административным иском к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания, взыскании компенсации в размере 1 000 000 рублей за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с 26 ноября 2020г. по 12 апреля 2021г.
В обоснование указал, что по прибытии в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми был помещен в сборное помещение, в нарушение пункта 16 ПВР его не выводили на осмотр к врачу и на помывку в баню, вечером этого же дня был переведен в карантинное отделение в камеру N88, где содержался вместо 21 дня 12 суток, в нарушение санитарных требований в связи с COVID-19. 8 декабря 2020г. распределен в камеру N34, без анализа на "Ковид". 30 ноября 2020г. была помывка в бане, вода была еле теплая, в помещении было очень холодно, он замерз, также было при помывке 7 и 10 декабря 2020г.
Пища выдавалась плохого качества и ниже установленной нормы. В связи с заболеванием зубов истец не может пережевывать твердые кусочки и принимать горячую пищу, попытки оставить горячую пищу остывать пресекались сотрудниками СИЗО, тарелки с едой отнимались, он оставался голодным; несмотря на жалобы врачу- терапевту и начальнику исправительного учреждения о невозможности принимать черный хлеб, после употребления которого возникали расстройства желудка и кишечника, вздутие и острые боли, белый хлеб ему не выдавали; 11 января 2021г. письменным заявлением отказался от приема черного хлеба и просил заменить на белый, но просьба была проигнорирована, как и все последующие. В связи с этим считает, что был лишен нормы хлеба; горячее водоснабжение в камерах полностью отсутствовало; холодная вода в камерах непригодна для употребления, умывания и стирки из-за плохого качества - грязная, имела тухлый запах, питьевой водой администрация учреждения не снабжала; за период его содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми 4 раза отключали холодную воду и отопление без предупреждения, из-за чего в камере стоял неприятный запах из санузла; в камере N34 не работала вентиляция, проветривание осуществлялось через форточки; в камере N34 из окон сквозил холодный воздух, из-за чего температура воздуха в камере была некомфортной, отсутствует нормальное отопление, приходилось спать в теплой одежде; отсутствует доступ к форточке из-за отсекающей решетки; в камерах отсутствуют условия для хранения продуктов, отсутствует холодильник; стирка личных вещей в бане запрещена, а в камерах стирать невозможно из-за отсутствия горячей воды и места для сушки белья; нарушалась норма прогулочных двориков; в дни этапирования в суд 18 января 2021г, 2, 3 и 15 февраля 2021г. его незаконно держали в камере сборного отделения по 5-6 часов, из-за чего 15 февраля 2021г. он порезал себе вены, не выдержав издевательств администрации исправительного учреждения.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 1 марта 2022г. административный иск Головина К.В. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми удовлетворен частично.
Действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Головина К.В. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, признаны незаконными.
С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Головина К.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 6 000 рублей.
В удовлетворении административного иска Головина К.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2022г. решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 1 марта 2022г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Головин К.В. просит вынести по делу новое решение или изменить решение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) учреждения, может заявить требования о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом N103-ФЗ от 15 июля 1995г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Согласно статье 4 Федерального закона N103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу положений статьи 23 Федерального закона N103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений обязана выполнять установленные санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных.
Согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (п.43). Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут (п.45).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищнобытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Как следует из материалов административного дела, Головин К.В. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с 26 ноября 2020г. по 12 апреля 2021г. на основании постановления мирового судьи Седьюского судебного участка г.Ухты Республики Коми в порядке замещения мирового судьи Чибьюского судебного участка г.Ухты Республики Коми от 2 ноября 2020г. об этапировании из ФКУ СИЗО-1 в ФКУ СИЗО-2 на период судебного следствия в качестве подсудимого, после чего убыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
В период содержания в СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми Головин К.В. размещался: с 26 ноября 2020г. по 8 декабря 2020г. в камере N88 площадью 14, 3 кв.м, в которой содержалось 2 человека; с 8 декабря 2020г. по 25 декабря 2020г. в камере N34 площадью 32, 4 кв.м, в которой содержалось от 4 до 7 человек; с 25 декабря 2020г. в камере N70 площадью 17, 5 кв.м, в которой содержалось 2 человека; с 26 декабря 2020г. по 12 апреля 2021г. в камере N34, в которой содержалось от 3 до 7 человек.
Сведения о содержании Головина К.В. в указанных выше камерах подтверждается представленной суду камерной карточкой, справкой отдела ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, копиями книг количественной проверки лиц, содержащихся в КУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, площадь камер указана на основании справкой отдела ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
Разрешая административный иск, судья городского суда, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005г. N189, Свода правил 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовноисполнительной системы. Правила проектирования", Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017г. N1454/пр, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы", СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.
Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2 июня 2003г. N130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018г. N217-дсп, Приказа Минюста России от 3 декабря 2013г. N216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", Приказа Минюста России от 3 ноября 2005г. N204-дсп "Об утверждении инструкции по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы",, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г. N1314, Каталога "Специальные режимные изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утвержденного приказом Минюста России от 27 июля 2007г. N407, Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005г. N205, и пришел к выводу, что в ходе рассмотрения дела по существу не нашли своего подтверждения доводы о ненадлежащих условиях содержания истца в период его нахождения в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, кроме несоблюдения требований об обеспечении горячей водой в камерах и недостаточности площади прогулочного двора. В связи с чем, заявленные требования удовлетворил частично.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми указала следующее.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, установлены требования к оборудованию камер СИЗО. Согласно пункту 43 Правил при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Отсутствие горячего водоснабжения в камерах объясняется тем, что в соответствии со строительными правилами, действующими на момент постройки корпусов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, не предусматривалась подводка горячей воды в камеры.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016г. N245/пр утвержден и введен в действие с 04 июля 2016г. Свод правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования". Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом и имеет номер СП 247.1325800.2016.
Согласно пункту 1.1 указанного Свода правил, установлены нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Положения названного Свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (п. 1.2).
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 ("Внутренний водопровод и канализация зданий"), СП 31.13330 ("Водоснабжение. Наружные сети и. сооружения"), СП 32.13330 ("Канализация. Наружные сети и сооружения"), СП 118.13330 ("Общественные здания и сооружения").
Согласно пункту 19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.
Административными ответчиками не представлено допустимых и достоверных доказательств создания вышеуказанных условий содержания Головина К.В, а именно не представлено доказательств обеспечение доступа к горячей воде, в соответствии с требованиями закона.
Поскольку обеспечение помещений СИЗО горячим водоснабжением, являлось и является обязательным, следовательно, неисполнение исправительным учреждением требований закона влечёт нарушение прав подозреваемого, обвиняемого на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности и является основанием для взыскания компенсации в порядке ст.227.1 КАС РФ.
При этом ссылка административных ответчиков на невозможность применения к спорным правоотношениям положений "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2017г. N 1454/пр, предусматривающих обеспечение помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением, так как изложенные в приведенном Своде правил требования подлежат исполнению только при проектировании строящихся объектов, реконструкции и капитальном ремонте зданий, и данный нормативный правовой акт не распространяется на здания исправительного учреждения, введенные до принятия Свода правил, признана несостоятельной, в силу следующего.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13октября 2004г. N1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов.
Положения "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2017г. N 1454/пр, предусматривающего оборудование зданий исправительного учреждения горячим водоснабжением, распространяя свое действие на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, не содержит запрета на возможность применения его действия применительно к объектам, введенным в действие и эксплуатацию до его принятия.
Иначе это ставило бы в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия данного свода правил.
С учетом закрепленных в законодательстве гарантий осужденных на размещение в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.
Факт постройки и введение зданий ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в эксплуатацию до введения Свода правил не препятствует их переоборудованию, реконструкции или капитальному ремонту с целью создания надлежащих условий содержания осужденных.
Полагая правильным вывод суда первой инстанции о недостаточной площади прогулочного двора, суд апелляционной инстанции отметил следующее.
Согласно пункту 11 статьи 17 Федерального закона N103-Ф3 подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых регламентирован главой XV Правил внутреннего распорядка.
В соответствии с пунктом 134 Правил внутреннего распорядка, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.
Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя (пункты 135, 136 Правил).
Согласно Инструкции по организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства Юстиции РФ от 3 ноября 2005г. N204 ДСП, прогулочные дворы следует располагать, как правило, на верхних этажах режимных корпусов. На каждого обвиняемого или осужденного, выводимого на прогулку, должно приходиться 2, 5 - 3 кв. м прогулочного двора. Минимальный размер прогулочного двора не может быть менее 12 кв. м.
Правилами внутреннего распорядка (раздел 19) установлено, что на прогулку выводятся одновременно все лица, содержащиеся в камере.
Из письменных материалов дела следует, что в учреждении имеется 18 прогулочных дворов (большие - площадью от 21, 3 кв.м до 22, 4 кв.м, малые - площадью от 12, 2 кв.м, до 12, 5 кв.м). В малые дворы выводятся на прогулку камеры, где содержится до 5 человек. В большие дворы выводятся на прогулку камеры, где содержится от 6 до 8 человек. Камеры, где содержится 12-14 человек (осужденные) помещаются в два больших дворика. Согласно техническому паспорту на прогулочные дворики от 25.03.2010, расположенные на территории ФКУ СИЗО-2, площадь прогулочных двориков составляет: N 1-12, 3 кв.м, N 2-12, 2 кв.м, N 3-22, 4 кв.м, N 4-21, 3 кв.м, N 5-12, 3 кв.м, N 6-12, 5 кв.м, N 7-12, 4 кв.м, N 8-12, 4 кв.м, N 9-21, 9 кв.м, N 10-22, 2 кв.м, N 11- 12, 4 кв.м, N 12- 12, 4 кв.м, N 13- 12, 4 кв.м, N 14-12, 3 кв.м, N 15-21, 4 кв.м, N 16-22, 1 кв.м, N 17-12, 3 кв.м, N 18 - 12, 3 кв.м.
Таким образом, в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми имеются прогулочные дворики, рассчитанные на прогулку одновременно от 5 (малые дворы) до 8 (большие дворы) человек.
Как следует из материалов дела, в период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми Головин К.В. размещался: с 26 ноября 2020г. по 8 декабря 2020г. в камере N88 площадью 14, 3 кв.м, в которой содержалось 2 человека; с 8 декабря 2020г. по 25 декабря 2020г. в камере N34 площадью 32, 4 кв.м, в которой содержалось от 4 до 7 человек; с 25 декабря 2020г. в камере N70 площадью 17, 5 кв.м, в которой содержалось 2 человека; с 26 декабря 2020г. по 12 апреля 2021г. в камере N34, в которой содержалось от 3 до 7 человек.
Из представленной ответчиком справки начальника отдела режима и надзора следует, что камера N88 выводилась на прогулку в прогулочные дворы NN 7, 6, 15, 13, 14, площадь которых соответствует установленным нормам 2, 5-3 кв.м на одного человека, учитывая, что в камере N88 содержалось 2 человека.
Камера N34 выводилась на прогулку в прогулочные дворы NN 18, 4, 10, 12, 9, 16, 15, 7, 6, 8, 13, площадь дворов 18, 12, 7, 6, 8, 13 составляет от 12, 2 кв.м до 12, 5 кв.м, соответственно данные дворы рассчитаны не более чем на 5 человек.
В период с 8 декабря 2020г. по 12 апреля 2021г. Головин К.В. содержался в камере N34, в которой по сведениям ответчика в разное время содержалось от 3 до 7 человек. Следовательно, при выводе на прогулку в малый двор семерых человек норма площади была нарушена (12, 5/7=1, 78 кв.м на 1 человека).
В нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, административными ответчиками каких-либо допустимых доказательств, опровергающих доводы административного истца в указанной части, не представлено.
Представленные ответчиком документы не содержат конкретных сведений о количестве подозреваемых и обвиняемых, выводимых совместно с истцом на прогулку в указанные периоды времени в малые дворы, то есть достоверных сведений, о том, что на каждого подозреваемого и обвиняемого, в том числе и на истца, приходилось не менее 2, 5 - 3 кв.м прогулочного дворика, материалы дела не содержат.
Таким образом, доводы истца о нарушении условий содержания, выразившихся в переполненности прогулочных двориков в период с 8 декабря 2020г. по 12 апреля 2021г. являются обоснованными.
В остальной части условия содержания административного истца в следственном изоляторе соответствовали требованиям действующего законодательства.
Согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов, на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением (п.15).
При поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку. Первичный медицинский осмотр, а также необходимое обследование осуществляет дежурный врач (фельдшер) СИЗО с целью выявления больных, требующих изоляции и (или) оказания неотложной медицинской помощи. Результаты осмотра, проведенных лечебно-диагностических мероприятий вносятся в медицинскую амбулаторную карту (п.16).
После проведения полного личного обыска, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО, размещаются по камерам карантинного отделения, где проходят медицинское обследование (п.17).
Из журнала регистрации осмотров медицинским работником лиц, доставленных в следственный изолятор, следует, что истец осмотрен 26 ноября 2020г. медицинским работником, жалоб не предъявлял (запись N420).
Согласно справке начальника филиала МЧ-17 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Головин К.В. при поступлении помещен в карантинную зону на период прохождения медицинского обследования (ФЛГ ОГК, взятие анализов крови на ВИЧ, гепатит, сифилис). При отрицательных результатах анализов все вновь прибывшие переводятся в общую камеру.
Согласно медицинской карте на имя Головина К.В, на момент выезда из ФКУ СИЗО-1 У ФСИН России по Республике Коми результат анализа Головина К.В. от 24 ноября 2020г. на COVID-19 отрицательный, на момент осмотра от 25 ноября 2020г. в контакте с больными не находился. В медицинской карте имеется запись от 26 ноября 2020г. о прохождении первичного медосмотра в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, а также запись по убытии из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми от 9 апреля 2020г. об отсутствии контактов с зараженными COVID-19.
Таким образом, доводы административного истца о том, что он не приглашался на медосмотр при прибытии и убытии, опровергаются материалами дела.
Довод административного истца о необходимости содержания вновь прибывших в следственный изолятор лиц не менее 21 дня в карантинном отделении законодательными нормами не предусмотрены.
Не нашли своего подтверждения и доводы административного иска о нарушениях требований о санитарной обработке, помывки в бане 30 ноября, 7 и 10 декабря 2020г. с водой еле теплой, неоднократном отключении холодной воды и отопления.
Согласно Журналу N 14 учета санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных Головин К.В. по прибытию проходил санитарную обработку 26 ноября 2020г. в составе камеры N88.
Подача горячей воды в душевых и банно-прачечном комплексе осуществляется от собственной газовой котельной, температура горячей воды в них соответствует требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 и составляет не менее 60 градусов, в период содержания Головина К.В. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми отключение отопления и водоснабжения не производилось, что подтверждается справкой старшего инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
Из представленного акта осмотра от 25 февраля 2022г. и фотоматериалов следует, что камеры, в которых содержался Головин К.В, оборудованы необходимой мебелью, в том числе полками для хранения продуктов, которые соответствуют Приказу ФСИН N407 от 27 июля 2007г. "Об утверждении Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России".
Оборудование камер холодильником обязательным не является, осуществляется лишь при наличии возможности.
Согласно тому же акту осмотра, письменным пояснениям административных ответчиков камеры, в которых содержался Головин К.В, оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Приток воздуха осуществляется через форточку окна, механизм открывания и закрывания окна в рабочем состоянии. Удаление воздуха предусматривается через вытяжные отверстия.
В соответствии с п.13.8 СП 247.1325800.2016 "Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" приточные и вытяжные вентиляционные отверстия располагаются под потолком и ограждены металлическими решетками, выполняемыми по аналогии с ограждающими решетками радиоприемников.
Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры оборудуются вентиляционным оборудованием при наличии возможности.
Пунктом 19.13 СП 247.1325800.2016 установлено, что температура воздуха в камерах должна быть не ниже 20 градусов, кратность обмена воздуха в 1ч. - по расчету на ассимиляцию С02, но не менее 36 куб.м/ч. на одного человека. При этом обязательное оборудование камер вентиляцией с механическим побуждением (принудительной вентиляцией) не предусмотрено.
Наличие приточно-вытяжной вентиляции подтверждается представленными фотографиями камер, кроме этого административным ответчиком представлены акты очистки вентиляционных отверстий и воздуховодов вентиляции в режимных корпусах от 16 марта 2020г, 11 марта 2021г.
Доводы о холоде в камерах опровергаются информацией ответчика о том, что отопление в учреждении осуществляется посредством собственной автоматизированной газовой котельной. Температурный режим в камерных помещениях поддерживается на уровне 19-22 градусов Цельсия, радиаторы системы центрального отопления функционируют исправно.
Каких-либо актов надзорных и контролирующих органов, зафиксировавших нарушение температурного режима, микроклимата в камерах в спорные периоды времени, материалы дела не содержат.
С учетом представленных доказательств, доводы административного истца о нарушении его прав в связи с ненадлежащей работой вентиляции, холода в камере N34 не нашли своего подтверждения.
Согласно акту осмотра и фотографиям, указанные камеры оборудованы оконными проемами, размерами, позволяющими обеспечить достаточное естественное освещение и доступ свежего воздуха. Размеры оконных проемов соответствуют требованиям Приказа Минюста России от 27 июля 2007г. N407 "Об утверждении Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России. Оконные рамы оборудованы механизмом открывания/закрывания форточки, которые находятся в рабочем состоянии. Окна открываются до отсекающей решетки, то есть на расстояние, достаточное для проветривания камер.
Доказательств ненадлежащего микроклимата в помещении либо ненадлежащей работы приточно-вытяжной вентиляции в материалах дела не имеется.
Доводы административного иска о непригодности для употребления питьевой воды также отклонены.
Согласно представленной информации, обеспечение холодной водой в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми централизованное и осуществляется от собственной артезианской скважины. Согласно оценке соответствия результатов исследований проб питьевой воды в 2020 году и в 2021 году, выполненных ООО "Лабораторный центр "ИКОС" и бактериологической лабораторией ФКУЗ МСЧ- 11 ФСИН России, вода в учреждении соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода".
Довод об отсутствии воды в баке для питьевой воды допустимыми доказательствами не подтвержден, сведений о подаче Головиным К.В. жалоб относительно нарушений условий его содержания в изоляторе в материалах дела не имеется.
Суд не усмотрел нарушений условий содержания в части не предоставления в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми услуги по стирке личных вещей подозреваемых, обвиняемых судом.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 103-ФЗ и п.50 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов администрация СИЗО обеспечивает подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, в том числе платные услуги по стирке, ремонту принадлежащих подозреваемым и обвиняемым одежды и постельного белья.
В соответствии с приложением N 3 к приказу Минюста РФ от 14 октября 2005г. N189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ N 189) стирка, ремонт, принадлежащих подозреваемым и обвиняемым, одежды и постельного белья относится к дополнительным платным услугам, при наличии соответствующих условий.
Как следует из отзыва административного ответчика, в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми вышеуказанные услуги не предусмотрены. В стирку в ВПК принимаются простыни, наволочки, одеяла, полотенца, выдаваемые подозреваемым, обвиняемым и осужденным во временное пользование. При помывке в ВПК стирка белья не предусмотрена, следовательно, тазы для стирки на время помывки не выдаются. В соответствии с п. 42 Приказа N189 камеры 88, 34, 70 оборудованы тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Оборудование режимных корпусов следственных изоляторов помещениями для сушки белья не предусматривается нормативными документами. Из пояснений представителя административных ответчиков в судебном заседании следует, что для сушки белья в камерах натягивают веревки.
Доводы административного истца о ненадлежащем качестве пищи и выдаче порций не по положенной норме не нашли своего подтверждения.
Питание в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми СИЗО-2 организовано и предоставляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005г. N205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
Предоставленными меню-раскладками за период содержания Головина К.В. подтверждается соблюдение установленных норм питания, установленных Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005г. N205.
В период содержания в СИЗО-2 Головин К.В. на диетическом (повышенном) питании не состоял ввиду отсутствия медицинских показаний.
Медицинскими работниками МЧ-17 ежедневно проводятся регулярные оценки качества приготовленной пищи.
Из представленных МЧ N17 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России сведений, Головин К.В. в медицинскую часть с просьбой поставить его на диетическое питание, заменить черный хлеб на белый, не обращался, что подтверждается медицинской картой, копиями журналов амбулаторного приема и приема по личным вопросам начальника медицинской части. Заболеваний, при которых показано питание согласно Приказу Минюста РФ от 17 сентября 2018г. N189 "Об установлении повышенных норм питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время", у Головина К.В. не имелось.
Сведения о наличии у административного истца заболеваний, перечисленных в приложении N5 к приказу Минюста России от 17 сентября 2018г. N189, являющихся основанием для обеспечения повышенной нормой питания, в материалах дела отсутствуют, что не оспаривалось истцом.
Нарушений в части отбирания у истца тарелок с пищей, поскольку истец долго ждал, пока пища остынет, не установлено.
В части отклонения доводов административного истца о несоблюдении его прав при содержании в камерах сборного отделения перед перевозкой в суд, указано следующее.
Как следует из справки начальника ОРН ФКУ СИЗО-2 У ФСИН России по Республике Коми, согласно требованиям на этапирование на судебно-следственные действия Головин К.В. 18 января 2021г, 2, 3 и 15 февраля 2021г. перед этапированием в ИВС ОМВД г.Ухты для проведения судебно-следственных мероприятий помещался в камеры сборного отделения третьего режимного корпуса, что подтверждается суточными ведомостями, справками о движении (прибытии/убытии) осужденных и лиц, заключенных под стражу в СИЗО. В связи с отсутствием у ДПНСИ информации об очередности этапирования спецконтингента сотрудниками полиции, лица, убывающие из СИЗО на судебно-следственные действия, выводятся из камер заблаговременно (после завтрака) для проведения процедуры полного личного обыска и досмотра личных вещей.
Согласно этапным требованиям, в указанные дни Головин К.В. этапировался в Чибьюский судебный участок г.Ухты, судебные заседания были назначены на послеобеденное время.
Таким образом, ожидание этапирования в камере сборного отделения в течение нескольких часов о нарушении прав административного истца не свидетельствует.
Доводы Головина К.В. о содержании его в бесчеловечных условиях, где стоял неприятный запах испражнений, от чего болели глаза, он жаловался, у него начался психоз, в отсутствие медицинских противопоказаний, из-за чего, находясь в спецтранспорте, он порезал себе вены, не выдержав издевательств администрации ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, основаны на личном мнении административного истца и достоверными доказательствами не подтверждены.
Между тем, из акта осмотра камер от 25 февраля 2022г. следует, что камера N99, в которой содержался Головин К.В, оборудована вентиляцией, открывающимися окнами и исправными санитарно-техническим приборами.
Кроме того, из материалов дела следует, что с жалобами на ненадлежащие условия содержания относительно всех доводов, приведенных Головиным К.В. в административном иске, истец в администрацию в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и надзорные органы не обращался.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания, суды учли характер и продолжительность нарушения, а также требования разумности и справедливости, определив размер присужденной компенсации в 6 000 руб.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска Головина К.В. в части, о размере присужденной компенсации являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 1 марта 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Головина К.В. -без удовлетворения.
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 1 марта 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 января 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.