Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области на решение Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 3 августа 2022 года по административному делу N 2-438/2022 по административному исковому заявлению Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия федерального казенного учреждения Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказании по Архангельской области, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы представителя прокуратуры Архангельской области - Малышева Я.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в Котласский городской суд Архангельской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее ФКУ ИК-4) об обязании устранить нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки, проведенной 29 ноября 2021 года, а также проверкой с 13 по 14 марта 2022 года в учреждении выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства. Частично вышеуказанные нарушения прокуратурой выявлялись и ранее, в том числе в ходе проверки, проведенной в феврале 2021 года, но принятые меры прокурорского реагирования оказались неэффективными.
Решением Котласского городского суда Архангельскои области от 29 марта 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
На федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" возложена обязанность в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в учреждении, расположенном по адресу: "адрес", а именно:
Отряды N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, отряд строгих условий отбывания наказания, карантинное отделение, камеры ШИЗО, ПКТ: предусмотреть подводку горячей воды к санитарным приборам (умывальники, раковины).
Штрафной изолятор, помещение камерного типа:
в душевой: восстановить облицовочное покрытие пола и сидений;
выделить отдельное помещение для переодевания осужденных при душевой;
восстановить систему естественной вентиляции камер;
обеспечить функционирование системы отопления, позволяющей поддерживать в камерах температуру воздуха не ниже +16°;
предусмотреть обеспечение осужденных в ШИЗО, ПКТ на время сна, одеялами установленных размеров: для полушерстяных - 205 см х 130 см - 140 см, с синтетическим наполнителем - 205 см х 134 см;
оборудовать камеры ШИЗО, ПКТ откидными кроватями с размерами полотна 190 см х 70 см.
Здравпункт N 1 филиала "Медицинская часть N 3" ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России: восстановить водоснабжение.
Комнаты длительных свиданий: в туалете восстановить потолочное покрытие.
Столовая жилой зоны:
в моечном отделении предусмотреть наличие зачищенного деревянного инвентаря (веселки деревянной) и пригодного к использованию инвентаря (черпак, сотейник);
оборудовать для посетителей туалет с раковинами для мытья рук.
Банно-прачечный комплекс:
в помывочном отделении: заменить металлические тазы для мытья, имеющие повреждения оцинкованного покрытия (коррозию) на тазы без повреждений.
Отряд строгих условий отбывания наказания:
в производственном помещении швейного цеха восстановить остекление;
в туалете швейного цеха: восстановить облицовочное покрытие стены; устранить ржавчину на канализационных трубах; устранить налет черно-желтого цвета под ободком унитаза и на пластиковом сиденье с тыльной стороны сиденья унитаза;
в душевой восстановить функционирование душевых леек, обеспечить необходимый напор горячей воды, на потолке устранить грибковые образования и восстановить лакокрасочное покрытие, удалить налет черно-желтого цвета на стенах, сантехнике и трубах;
в помещении для приема пищи обеспечить необходимый напор воды в кранах раковин для мытья посуды, восстановить герметичность проходящей через помещение из туалета со второго этажа здания канализационной трубы и очистить поверхность от фекалий, восстановить остекление оконных рам, восстановить напольное деревянное покрытие;
в туалете писсуары плотно закрепить на стене, восстановить облицовочную плитку на полу и стене санитарных узлов, удалить на унитазах Чаша Генуя налет черно-желтого цвета, устранить ржавчину на трубах сливных бачков санитарных узлов, восстановить функционирование системы смыва сливных бачков унитазов, восстановить остекление оконной рамы, отремонтировать петли створки оконной рамы;
в помещении для умывания восстановить остекление оконной рамы, восстановить целостность подоконника, лакокрасочное и облицовочное покрытие стен и пола, металлической конструкции умывальников, эмалированных железных раковин, трубы отопления, устранить ржавчину, обеспечить необходимый напор воды в кранах раковин для умывания, отремонтировать водопроводные краны, устранить грязь и восстановить герметичность сифонов с гофрами раковин;
в помещении для проведения воспитательной работы с осужденными восстановить остекление оконных рам, устранить трещины на стенах;
в спальном помещении восстановить остекление оконных рам;
в коридоре (место для курения) восстановить целостность напольного деревянного покрытия.
Отряд N 1:
в помещении туалета: восстановить штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка, стен, оконных откосов; устранить грязь на полу и налет желто-черного цвета на унитазах; восстановить поврежденные унитазы, заменить оконную раму;
в помещении для умывания: восстановить лакокрасочное покрытие батареи отопления, металлической конструкции умывальников; устранить повреждения и ржавчину на эмалированных железных раковинах и кранах раковин; восстановить облицовочное покрытие пола и стен; обработать от грязи сантехнику и канализационные трубы;
в спальных секциях устранить грязь на стенах, восстановить напольноепокрытие.
Отряд N 3:
в подъезде общежития восстановить штукатурное и лакокрасочное покрытие стен и ступеней лестничного марша;
в коридоре восстановить штукатурное и лакокрасочное покрытие стен;
в помещении туалета: устранить налет желто-черного цвета на унитазах; обеспечить функционирование установленных унитазов.
Отряд N 4:
в помещении туалета: восстановить поврежденные унитазы, штукатурное, лакокрасочное и облицовочное покрытие потолка, стен, пола, батареи отопления; устранить грязь на полу, налет желто-черного цвета на унитазах;
в помещении для умывания: восстановить штукатурное, лакокрасочное и облицовочное покрытие стен, оконных откосов, пола, батареи отопления, металлических конструкций умывальников; устранить грязь на подоконнике; устранить повреждения и ржавчину на эмалированных железных раковинах и кранах раковин;
в спальных секциях: восстановить штукатурное и лакокрасочное покрытие стен, оконных откосов, потолка; устранить грибковые образования на стенах и потолке.
Отряд N 5:
в помещении туалета: восстановить перегородки туалетных кабин, штукатурное и лакокрасочное покрытие откосов подоконника, канализационных труб; подключить два писсуара к канализации и системе водоснабжения.
В удовлетворении остальной части требований Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях отказано.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судом апелляционной инстанции вынесено определение о переходе к рассмотрению заявленных требований в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 3 августа 2022 года принят отказ Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от административного искового заявления в части возложения на федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 4 Управления Федеральной, службы исполнения наказаний по Архангельской области обязанности оборудовать в столовой жилой зоны для посетителей туалет с раковинами для мытья рук.
Решение Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2022 года отменено в части возложения на федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обязанности оборудовать в столовой жилой зоны туалет для посетителей с раковинами для мытья рук, производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части решение Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2022 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, федерального казенного учреждения Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области на решение Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 3 августа 2022 года, поданной 28 октября 2022 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 ноября 2022 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Податель кассационной жалобы полагает, что судами неправомерно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеется недоказанность установленных судами обстоятельств, имеющих значение для дела; а также несоответствие выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела; имеет место нарушение и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Разрешая административное дело и удовлетворяя частично требования прокурора, возлагая на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области обязанность по устранению имеющихся и не устраненных в ходе рассмотрения дела недостатков в бытовых условиях содержания осужденных, суд первой инстанции исходил из того, что условия отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области не отвечают предъявляемым к таким учреждениям нормативным требованиям.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они основаны на представленных в дело доказательствах и требованиях материального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно статье 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с санитарными правилами СП 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32, покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно санитарным правилам СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44, в помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов, ванны и тазы, предназначенные для мытья, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами, уборка помещений бани с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств проводится один раз в неделю.
Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр утвержден Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (в двух частях)" (далее - Свод правил СП 308.1325800.2017).
Согласно пункту 19.2.1 Свода правил СП 308.1325800.2017 здания исправительного учреждения должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.
В силу пункта 19.2.5 указанного Свода правил подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам), во всех зданиях исправительного учреждения, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
Согласно статье 32 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенных Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверок 30 ноября 2021 года и 13-14 марта 2022 года требований уголовно-исполнительного законодательства установлено, что в исправительном учреждении в нарушение требований действующего законодательства:
в душевой ШИЗО, ПКТ облицовочная плитка пола и сидений со сколами, на полу, сиденьях и стенах налет черно-желтого цвета, тазы грязные, отдельное помещение для переодевания осужденных при душевой ШИЗО, ПКТ не выделено;
в комнатах длительных свиданий потолочное покрытие помещения туалета повреждено, что не позволяет проводить его влажную очистку и дезинфекцию;
в карантинном отделении напольное покрытие в коридоре повреждено (дыры в линолеуме), что не позволяет проводить его влажную очистку и дезинфекцию;
в моечном отделении столовой жилой зоны не проведена зачистка используемого деревянного инвентаря (веселка деревянная), часть инвентаря (черпак, сотейник) повреждена, не пригодна к использованию, в мясном цехе столовой жилой зоны внутренняя поверхность производственных ванн с повреждениями, не позволяющими проводить ее качественную обработку;
в помывочном отделении банно-прачечного комплекса оцинкованное покрытие металлических тазов для мытья повреждено, в результате чего поверхность подверглась коррозии и стала неустойчивой к обработке дезинфицирующими средствами, облицовочная плитка сидений частично отсутствует, еженедельная уборка помещений бани с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств проводится некачественно - на скамьях, полу, стенах грязь;
в отряде СУОН в производственном помещении швейного цеха стекло пластикового пакета оконной рамы разбито, окно плотно не закрывается, пропускает холодный воздух, в туалете швейного цеха часть облицовочной плитки по нижнему краю вдоль пола на стене частично отсутствует, канализационные трубы в помещении покрыты ржавчиной, унитаз в антисанитарном состоянии - налет под ободком и на пластиковом сиденье в тыльной стороны, в отряде N 1 в помещении туалета штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка, стен, оконных откосов изношено, грязь на полу, на унитазах налет желто-черного цвета, унитазы повреждены; оконная рама изношена, в помещении для умывания лакокрасочное покрытие батареи отопления, металлической конструкции умывальников повреждено, эмалированные железные раковины и краны раковин с повреждениями и покрыты ржавчиной, частично отсутствует облицовочная плитка на полу и на стене у окна, а имеющаяся - со сколами, дыра в полу, сантехника и канализационные трубы грязные, в спальных секциях стены грязные, напольное покрытие изношено;
в отряде N 3 в подъезде общежития штукатурное и лакокрасочное покрытие стен и ступеней лестничного марша повреждено, в коридоре штукатурное и лакокрасочное покрытие стен повреждено, в туалете на унитазах налет желто-черного цвета, два унитаза не функционируют;
в отряде N 4 в помещении туалета штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка, стен, батареи отопления изношено, частично отсутствует облицовочная плитка на полу и на стене у окна, а имеющаяся - со сколами, грязь на полу, на унитазах налет желто-черного цвета, унитазы повреждены, в помещении для умывания штукатурное и лакокрасочное покрытие стен, оконных откосов, металлической конструкции умывальников, батареи отопления повреждено, эмалированные железные раковины и краны раковин с повреждениями и покрыты ржавчиной, частично отсутствует облицовочная плитка на полу и на стене у окна, а имеющаяся плитка со сколами, подоконник грязный, в спальных секциях штукатурное и лакокрасочное покрытие стен, оконных откосов, потолка повреждено, на стенах и потолке грибковые образования;
в отряде N 5 в помещении туалета деревянные перегородки туалетных кабин повреждены, штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка, стен, откосов подоконника, канализационных труб изношено, грязь на полу, налет желто-черного цвета на унитазах, два писсуара не подключены к канализации и системе водоснабжения;
подводка горячей воды к санитарным приборам (умывальники, раковины) в отрядах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, отряде СУОН, карантинном отделении, камерах ШИЗО, ПКТ не предусмотрена;
система вентиляции в здании ШИЗО, ПКТ не функционирует - каналы короба к вентиляционным отверстиям камер ШИЗО, ПКТ герметично не подведены - сквозные отверстия из камер выходят в коридор, что не только не обеспечивает отток влажного воздуха из помещений, порождая грибковые образования на потолке и стенах (выявлены в камерах N 5, 6, 7, 10), но и не исключает проникновение загрязненных воздушных масс (при проведении ремонтных, как то сварочных и других), из коридора в камеры;
система отопления здания ШИЗО, ПКТ не обеспечивает поддержание в камерах установленной температуры воздуха не ниже +16 - на момент проверки температура в камере N 10 составляла +15;
установленные размеры одеял полушерстяных и одеял с синтетическим наполнителем, которыми обеспечиваются осужденные в ШИЗО, ПКТ на время сна, не выдержаны;
не выдержаны и установленные размеры полотна откидных кроватей, которыми оборудованы камеры ШИЗО, ПКТ;
в здравпункте отсутствует горячее и холодное водоснабжение;
в душевой отряда СУОН из предусмотренных трех леек в рабочем состоянии только одна, напор горячей воды крайне слабый, на потолке грибковые образования, лакокрасочное покрытие на потолке отслаивается, налет черно-желтого цвета на стенах, сантехнике и трубах;
в помещении для приема пищи отряда СУОН напор воды в кранах раковин для мытья посуды крайне слабый, проходящая через помещение из туалета со второго этажа здания канализационная труба негерметична (через щели вытекают фекалии), стекла пластиковых пакетов оконных рам разбиты, внутреннее стекло одного из пластиковых пакетов оконных рам отсутствует, напольное деревянное покрытие частично повреждено - дыра в полу около батареи отопления;
в туалете отряда СУОН один из двух писсуаров не закреплен на стене, облицовочная плитка на полу и стене санитарных узлов частично отсутствует, на унитазах Чаша Генуя налет черно-желтого цвета, труба сливного бачка одного из двух санитарных узлов покрылась ржавчиной, смыв одного из двух сливных бачков унитазов не функционирует, пластиковый пакет оконной рамы поврежден - нижняя петля открывающейся створки сорвана;
в помещении для умывания отряда СУОН стекло пластикового пакета оконной рамы разбито, подоконник поврежден, лакокрасочное и облицовочное покрытие стен, пола повреждено, лакокрасочное покрытие металлической конструкции умывальников, эмалированных железных раковин, трубы отопления повреждено и покрыто ржавчиной, напор воды в кранах раковин для умывания крайне слабый, один из трех водопроводных кранов сломан, сифоны с гофрами раковин грязные и негерметичные - вода течет на пол;
в помещении для проведения воспитательной работы с осужденными отряда СУОН стекла пластиковых пакетов оконных рам разбиты, на стенах трещины;
в спальном помещении отряда СУОН стекла пластиковых пакетов оконных рам разбиты;
в коридоре отряда СУОН (место для курения) напольное деревянное покрытие частично отсутствует.
Указанные нарушения подтверждены соответствующими актами, а также фотоматериалами, представленными в суд апелляционной инстанции.
В ходе судебного разбирательства судами учтено, что часть нарушений на момент рассмотрения дела по существу устранена, что подтверждается представленными доказательствами (фотографии, справки, акты, накладные, ведомости).
При установленных по делу обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о наличии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в части (с учетом произведенных работ по устранению недостатков), установив разумный срок для устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Доводы кассационной жалобы о неприменении к спорным правоотношениям требований свода правил, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, в части оборудования помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением, аналогичны позиции административного ответчика в суде апелляционной инстанции и в постановленном апелляционном определении получили надлежащую оценку.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым, установленным в зданиях исправительных учреждений, ранее также были предусмотрены Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 2 июня 2003 года N 130-дсп, которая признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп. Таким образом, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением являлось и является обязательным, в связи с чем неисполнение исправительным учреждением данных требований законодательства влечет нарушение прав осужденных на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности.
То обстоятельство, что здания исправительной колонии спроектированы в 1974 году, построены в 1975-1982 годах, само по себе не исключает обязанности ответчика по их приведению в соответствие с современными требованиями.
Наличие горячего водоснабжения непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями закона.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нормы материального права при установленных обстоятельствах дела применены судами правильно. Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2022 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области - без удовлетворения.
Решение Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 3 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 23 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.