Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФНС России по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1, ФИО2 к Управлению федеральной налоговой службы по "адрес" о взыскании невыплаченной части денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, суммы отпускных, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Шлопак С.А, выслушав объяснения представителя УФНС России по "адрес" по доверенности ФИО6, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд к Управлению федеральной налоговой службы по "адрес", в котором просила взыскать компенсацию при увольнении (4-х месячного денежного содержания) в размере 165 634, 40 руб, компенсацию за неиспользованный отпуск (50, 16 к.дн.) - 78 058, 33 руб, сумму доначисленных отпускных - 92 302, 77 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец замещала должности государственной гражданской службы в МИ ФНС N по "адрес", последняя занимаемая должность - главный государственный инспектор Отдела выездных проверок МИ ФНС России N по "адрес". Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-7-4/1080 произведена реорганизация МИ ФНС N по "адрес"; уволена с государственной службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от N 79-ФЗ) в связи с сокращением должности гражданской службы. При увольнении ей выплачена компенсация за 50, 16 дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная частью 3.1 статьи Федерального закона N 79-ФЗ.
ФИО2 обратилась в суд с аналогичным иском, в котором просила взыскать с Управления федеральной налоговой службы по "адрес" компенсацию при увольнении (4-х месячного денежного содержания) в размере 39 409, 24 руб, компенсацию за неиспользованный отпуск (46, 16 к.дн.) 54 262, 17 руб, сумму недоначисленных отпускных 89212, 31 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование требований истец ссылается на то обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ замещала должности государственной гражданской службы в МИ ФНС N по "адрес", уволена в связи с сокращением должности гражданской службы. При увольнении ей выплачена компенсация за 41, 16 дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
Истцы полагают, что при расчете отпускных в период службы и компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск в расчет среднего заработка необоснованно не включались выплачиваемые средства материального стимулирования. Считают, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные в соответствии с приказами ответчика в период службы средства материального стимулирования должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсацией при увольнении за неиспользованный отпуск
Определением суда гражданские дела объединены в одно производство.
Решением Питкярантского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Управлению федеральной налоговой службы по "адрес" о взыскании невыплаченной части денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, суммы отпускных, компенсации морального вреда удовлетворены частично.
С Управления федеральной налоговой службы по "адрес" в пользу ФИО1 взысканы задолженность по заработной плате в размере 335995 руб. 51 коп, компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
С Управления федеральной налоговой службы по "адрес" в пользу ФИО2 взысканы задолженность по заработной плате в размере 282883 руб. 72 коп, компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
В кассационной жалобе УФНС России по "адрес" просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Истцы, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-7-4/1080 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по "адрес"" начата процедура реорганизации Инспекции ФНС России по "адрес", Межрайонных инспекций ФНС России N, N, N, N, N путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ завершена реорганизация территориальных инспекций, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
С указанного момента Управление ФНС России по "адрес" является правопреемником в отношении задач, функций, прав и обязанностей по вопросам деятельности инспекций, в том числе МИ ФНС N по "адрес".
ФИО1 проходила у ответчика гражданскую службу с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ назначена в порядке перевода на должность федеральной государственной гражданской службы главным государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 расторгнут служебный контракт, истец освобождена от должности и уволена на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ (в связи с сокращением должности).
Из материалов дела следует, что при увольнении ФИО1 выплачена компенсация за 50, 16 дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
В период службы ФИО1 выплачивались премии, суммы, которые не учтены при расчете ее денежного содержания в целях определения вышеназванных компенсаций: в июле 2020 - 28 980, 13 руб, в августе 2020 - 64 600 руб, в сентябре 2020 - 139, 18 руб, в ноябре 2020 - 36320 руб, в декабре 2020 - 25 250, 33 руб, в апреле 2021 - 1 605, 83 руб, в мае 2021-70 800 руб, в июне 2021 - 70 300 руб, в июле 2021- 43 560, 08 руб, в августе 2021- 59 900 руб, в сентябре 2021- 45 691, 26 руб, в октябре 2021 -76 500 руб, в декабре 2021 - 98 546, 03 руб.
ФИО2 проходила гражданскую службу у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ, последняя замещаемая должность - старший государственный налоговый инспектор отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками проверок МИФНС N по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ с ней расторгнут служебный контракт, истец освобождена от должности и уволена в связи с сокращением должности на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
При увольнении ФИО2 выплачена компенсация за 41, 16 дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
В период службы ФИО2 выплачивались премии, суммы, которые не были учтены при расчете ее денежного содержания в целях определения вышеназванных компенсаций: в апреле 2020 - 71 538, 48 руб, в июле 2020 - 29 191, 50 руб, в августе 2020 - 58 100 руб, в сентябре 2020 - 26 951, 79 руб, в ноябре 2020 - 32 700 руб, в декабре 2020 - 16 484, 48 руб, в апреле 2021 - 15 746, 56 руб, в мае 2021- 63 700 руб, в июне 2021 - 63 300 руб, в июле 2021 - 29 982, 32 руб, в августе 2021 - 53 900 руб, в сентябре 2021 - 36 620, 35 руб, в октябре 2021 - 69 000 руб, в декабре 2021 - 85 978, 41 руб.
Указанные выплаты материального стимулирования произведены истцам сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что материальное стимулирование в состав денежного довольствия не входит, истцам материальное стимулирование осуществлено сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, исходил из следующего.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом N 79-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
С 2013 г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцам перед увольнением выплат в виде материального стимулирования. Выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей, имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленным в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, что в данном случае подтверждается тем, что в ФНС России приказом от ДД.ММ.ГГГГ создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, и аналогичные комиссии созданы во всех территориальных органах ФНС России, в т.ч. и в УФНС России по "адрес", которая ежеквартально определяет механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование гражданских служащих с учетом эффективности исполнения каждым служащим возложенных на него должностных обязанностей.
Соответствующая позиция изложена и в письме Министерства финансов ДД.ММ.ГГГГ N. Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ N/В-5300 также придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих положения.
При этом ссылки стороны ответчика на то, что установленным решением комиссии механизмом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, вышеуказанные выводы не опровергает.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N о дополнительном материальном стимулировании и в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о необходимости учета сумм материального стимулирования при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания на период оплачиваемого отпуска за спорный период.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Все доводы и доказательства, приводимые в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 ГПК РФ содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
В силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 379.7 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФНС России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.