Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 18 августа 2022 года по делу N 2-69/2022 по исковому заявлению прокурора Койгородского района в интересах Д.М.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" о признании действий незаконными; признании права на предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг; обязании произвести выплату суммы недополученной ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Койгородского района Республики Коми в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявил иск в интересах Д.М.А. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" (далее по тексту ГБУ РК "ЦСЗН Койгородского района") о признании действий в части расчета ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг: "теплоснабжение", "капитальный ремонт", "содержание жилья" с применением регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения незаконными; признании права на предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг: "содержание жилья", "капитальный ремонт", "теплоснабжение" без применения регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения; возложении на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" обязанности произвести выплат) суммы недополученной ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг: "теплоснабжение", "капитальный ремонт", "содержание жилья" за период с ноября 2018 года по ноябрь 2021 года в размере 10 448, 49 руб.
Решением Сысольского районного суда Республики Коми от 22 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 18 августа 2022 года решение Сысольского районного суда Республики Коми от 22 марта 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Койгородского района Республики Коми, предъявленного в интересах Д.М.А. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" о признании действий в части расчета ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг за теплоснабжение с применением стандарта социальной нормы площади жилого помещения незаконными, признании его права на предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг за теплоснабжение без применения регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, возложении на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" обязанности произвести выплату суммы недополученной ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг за теплоснабжение за период с декабря 2018 года по ноябрь 2021 года отменено и требования прокурора в этой части удовлетворены.
Признаны незаконными действия ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Кой городского района" в отношении Д.М.А. в части расчета ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг за теплоснабжение с применением регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения; признать его право на предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг за теплоснабжение без применения регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения; возложить на ГБУ РК "Центр, по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" обязанность произвести выплату суммы недополученной ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг за теплоснабжение за период с декабря 2018 года по ноябрь 2021 года в размере 8640 рублей 95 копеек.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение нижестоящим судом апелляционной инстанции норм материального права.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции явился прокурор Андреева Н.А.
Остальные участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Андрееву Н.А, возражавшую против удовлетворения доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы установлены.
Как усматривается из материалов дела, Д.М.А. является собственником 1/2 доли в праве на квартиру площадью 50, 3 кв.м, расположенную по адресу: "адрес" на основании договора на передачу квартиры в собственность от 28.09.2012 N 1618. Вторым участником долевой собственности является его супруга ФИО6, которая совместно с ним зарегистрирована по указанному адресу.
Д.М.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году и имеет право на компенсации льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
30.01.2017 Д.М.А. обратился в ГБУ РК "ЦСЗН Койгородского района" с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки (далее МСП) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которое было удовлетворено. Ему были предоставлены такие меры в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение, капитальный ремонт и содержание жилья по адресу: "адрес", из расчета социальной нормы площади на 1 человека-21 кв.м.
По мнению истца, в отношении лиц, отнесенных к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеющих право на получение мер социальной поддержки на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, порядок исчисления 50-процентной компенсации расходов по оплате за теплоснабжение, капитальный ремонт и содержание жилья ответчик необоснованно ограничивает размер компенсации региональным стандартом площади жилого помещения.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 3 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N3 244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ N1244-1), согласно которым гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 этого Закона, таким гражданам гарантируется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что приведенное правовое регулирование позволяет ответчику оказывать меры социальной поддержки по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг их получателю в пределах регионального стандарта нормы площади жилого помещения - 21 кв. м.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда о применении регионального стандарта нормы площади жилого помещения, определяющего пределы норм, предусмотренные законодательством Российской Федерации, как об этом указано в абзацах 2 и 3 п. 3 ст. 14 Закона РФ N1244-1 применительно к компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пришла к выводу, согласно которому решение в части исчисления размера мер социальной поддержки является ошибочным.
При этом судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции исходила из того, что законодатель ограничил оказание этих мер не нормой жилого помещения, а показаниями приборов учета либо нормативами потребления, в связи с чем размер компенсации расходов на теплоснабжение, предоставленных Д.М.А. за предъявленный истцом период с декабря 2018 года по ноябрь 2021 года подлежит перерасчету и составит 8640 рублей 95 копеек.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции отменила решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании действий в части расчета ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг за теплоснабжение с применением стандарта социальной нормы площади жилого помещения незаконными, признании права истца на предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг за теплоснабжение без применения регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, возложении на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" обязанности произвести выплату суммы недополученной ежемесячной денежной компенсации по оплате услуг за теплоснабжение за период с декабря 2018 года по ноябрь 2021 года, постановив в отмененной части новое решение об удовлетворении иска.
Между тем судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции с вышеуказанными выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В целях защиты прав и интересов, а также определения государственной политики в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, в Российской Федерации действует Закон РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ N1244-1), статьей 5 которого предусмотрено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 13 Закона РФ N1244-1 установлены категории граждан, которым гарантируются возмещение вреда и меры социальной поддержки, к числу которых отнесены граждане, граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (пункт 3 части 1 статьи 13).
Законом N 1244-1 установлена компенсация расходов в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, в абзаце пятом пункта 3 статьи 14 Закона N 1244-1 установлен размер компенсации в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги. При этом определено, что именно плата за коммунальные услуги, а не компенсация, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Так как объем потребленных коммунальных услуг может превышать норматив потребления коммунальной услуги, то законодательством установлено, что в этом случае компенсация в размере 50 процентов рассчитывается в пределах норматива потребления этих услуг.
Расчет размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее ? Правила).
Правилами определены формулы расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе по коммунальной услуге "отопление", в жилых помещениях многоквартирного дома с учетом наличия или отсутствия приборов учета.
Расчет размера платы по коммунальной услуге "отопление" выполняется с учетом площади жилого помещения.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению жилого помещения ? норматив, который установлен в Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.
Таким образом, при определении нормативного потребления коммунальной услуги "отопление" используется нормативное значение площади жилого помещения.
Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктом 3 статьи 14 Закона N 1244-1.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации, о стоимости жилищно- коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", составляет 18 кв. м общей площади жилья на 1 гражданина.
Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (далее - Постановление Правительства РК N 115), установлен региональный стандарт.
Пунктом первым Постановления Правительства РК N 115 установлено, что региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, применяемый для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отопления (теплоснабжения), установленных Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" составляет:
а) на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения;
б) на одного члена семьи, состоящей из двух человек, - 21 квадратный метр общей площади жилого помещения;
в) на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения;
В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.06.2021 N 24867- OJI/04, при определении нормативного потребления коммунальной услуги "отопление" в целях реализации Закона Российской Федерации N 1244-1 требуется учет социальной нормы площади жилого помещения.
При расчёте компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг применяются методические указания и разъяснения федеральных органов исполнительной власти
Таким образом, действия ГБУЗ РК "ЦСЗН Койгородского района" по начислению Д.М.А. денежной компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги с применением регионального стандарта социальной нормы жилой площади, в том числе в период с декабря 2018 года по ноябрь 2021 года не противоречат действующему законодательству и не ущемляют его прав на получение денежной компенсации в полном объеме, а напротив, улучшают его положение по сравнению с действующим федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения требования прокурора о признании за Д.М.А. права на получение ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг без применения регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N115, не имеется.
Следовательно оснований у суда апелляционной инстанции для отмены решения суда первой инстанции в части с вынесением нового решения в отмененной части об удовлетворении заявленного иска не имелось.
На основании изложенного апелляционное определение не может быть признано законным и подлежит отмене.
С учетом того, что суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на исследованных доказательствах, которым дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 199, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 18 августа 2022 года отменить, оставить в силе решение Сысольского районного суда Республики Коми от 22 марта 2022 года.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.