Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баранова Сергея Леонидовича к Думе городского округа Самара об оспаривании нормативных правовых актов в части, по апелляционным жалобам Департамента градостроительства городского округа Самара, Думы городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Баранов С.Л. обратился в Самарский областной суд с административным иском к Думе городского округа Самара, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу:
- Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы городского округа от 07.02.2012 N 181, в части установления на схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N по адресу "адрес"
Правила застройки и землепользования, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 декабря 2020 года N 45, в части нахождения земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" в двух территориальных зонах: застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоне парков, бульваров, набережных (Р-2).
В обоснование требований указал, что в собственности административного истца находится земельный участок площадью 712 кв. с кадастровым номером N граница которого состоит из 6 контуров. Из распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 30.12.2021 N РД-2073 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков" административному истцу стало известно о том, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 712 кв.м, с видом разрешенного использования - "занимаемый жилым домом с приусадебным участком" расположен в двух территориальных зонах: Ж-4 - зона застройки многоэтажными жилыми домами, и Р-2 - зона парков, бульваров, набережных. Кроме того, земельный участок расположен в границах красных линий.
В соответствии с разделом 3 "Документы территориального планирования муниципального образования" выписки из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара от 28.02.2022 N Д05-01-01/1621-0-2 на N 2 б/н от 21.02.2022, земельный участок расположен на территории Планируемые территории многоэтажного строительства и на Планируемые парки, скверы, бульвары и набережные. Часть земельного участка находится в зоне красных линий согласно решению Думы городского округа Самара от 05.12.2019 N 477. Из раздела 5 "Градостроительное планирование" следует, что по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45 земельный участок частично находится в зоне Ж-4 - Зона застройки многоэтажными жилыми домами и часть в зоне Р-2. Зона парков, бульваров, набережных. Кроме того, на часть земельного участка установлены требования ст. 13 Правил застройки и землепользования, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45.
Полагает, что расположение земельного участка одновременно в двух территориальных зонах противоречит требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации РФ и части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, в этой связи считает, что отнесение Правилами застройки и землепользования в г. Самаре принадлежащих ему земельных участков к двум территориальным зонам, установление красных линий нарушает его права и законные интересы, поскольку лишает возможности реализовать надлежащим образом права на принадлежащий ему земельный участок.
Решением Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года административные исковые требования Баранова С.Л. удовлетворены.
Признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", к двум территориальным зонам - зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоне парков, бульваров, набережных (Р-2).
Определением Самарского областного суда от 13.09.2022 года прекращено производство по настоящему административному делу в части требования Баранова Сергея Леонидовича к Думе городского округа Самара о признании недействующим Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"
Думой городского округа Самара, а также Департаментом градостроительства городского округа Самара поданы апелляционные жалобы на решение Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, участвующим в деле прокурором, административным истцом представлены возражения, в которых просят решение Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила застройки и землепользования приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия муниципальных нормативных правовых актов, порядка принятия и утверждения, а также официального опубликования, по процедуре их принятия не оспариваются.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с требованиями части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с нормами статей 1, 34, 35 ГрК РФ, пункта 3.1.5 Инструкции о порядке, разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года N 150.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
В соответствии с частью 12 статьи 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Баранову С.Л. на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами N расположенные по адресу: "адрес"
В результате объединения земельных участков образован земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес"
На спорном земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 02.11.2021 с видом разрешенного использования: занимаемый жилым домом с приусадебным участком.
Как следует из материалов дела и установлено судом при рассмотрении дела, земельный участок с кадастровым номером N по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре частично располагается в двух территориальных зонах: в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и в зоне парков, бульваров, набережных (Р-2).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниццпальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расположение земельного участка с кадастровым номером N по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре в двух территориальных зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца на использование земельного участка в соответствии с его назначением, а также приводит к правовой неопределенности режима этого земельного участка.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в части установления двух территориальных зон в границах вышеуказанного земельного участка обоснованно признан противоречащим пункту 2 статьи 85 ЗК РФ, части 4 статьи 30 ГрК РФ, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.
Доводы административного ответчика об отсутствии нарушения прав административного истца установлением в отношении земельного участка двух территориальных зон являются необоснованными, поскольку данное обстоятельство в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности правового режима земельного участка, что ограничивает право административного истца на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
Доводы представителя административного ответчика о том, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах, обусловлено его созданием в данных границах путем слиянием двух земельных участков, ранее принадлежавших административному истцу, после принятия оспариваемого нормативного правового акта, обосновано не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку в ходе рассмотрении дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 389 кв.м на момент слияния его с земельным участком с кадастровым номером N площадью 323 кв.м уже был расположен в двух территориальных зонах Ж-4 и Р-2.
Таким образом, учитывая, что территориальное зонирование указанного земельного участка не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Правила застройки и землепользования в оспариваемой части приняты с нарушением действующего законодательства, противоречат Генеральному плану городского округа Самара и ограничивают право административного истца на использование участка по назначению.
Другие доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, а также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара), в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.