Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Буруновой С.В, при секретаре Кулиевой К.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кварт" о признании не действующими в части постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 11 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N756-п) опубликованным 3 декабря 2018 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" (N), а также размещенным 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru, утвержден согласно таблице 1 приложения Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год.
Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 874-п), опубликованным 9 декабря 2019 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N а также размещенным 02 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru, утвержден согласно таблице 1 приложения Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год.
Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 896-п), опубликованным 7 декабря 2020 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N а также размещенным 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru, утвержден согласно таблице 1 приложения Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год.
Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 940-п) опубликованным 6 декабря 2021 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N), а также размещенным 30 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru, утвержден согласно таблице 1 приложения Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год.
Пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 756-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 874-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 896-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Пунктом N N 1 приложения к Постановлению N 896-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 940-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "Кварт" (далее также - ООО "Кварт", Общество, административный истец), являясь собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня на 2019 год, пункта N Перечня на 2020 год, пунктов N Перечня на 2021 год, пункта N Перечня на 2022 год, полагая, что данный объект недвижимости не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от 11 октября 2022 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Кварт" к Правительству Пермского края удовлетворено; признан не действующим со дня принятия пункт N таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; признан не действующим со дня принятия пункт N таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; признан не действующими со дня принятия пункты N таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; признан не действующим со дня принятия пункт N таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; с Правительства Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кварт" взыскано возмещение судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 18 000 рублей.
В апелляционной жалобе Правительства Пермского края (далее также - Правительство) ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Правительством указано, что согласно данным, предоставленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю, на момент включения в Перечень на 2019, 2020, 2021 г.г. объект незавершенного строительства с кадастровым номером N значился как "Здание автосервиса", при этом вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на котором расположен указанный объект, значился как "под промышленные предприятия"; согласно данным, предоставленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю, на момент включения в Перечень на 2021, 2022 г.г. объект недвижимого имущества с кадастровым номером N значился как "Здание автосервиса", при этом вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на котором расположен указанный объект, значился как "объекты придорожного сервиса"; данные о видах разрешенного использования земельных участков "под промышленные предприятия", "Объекты придорожного сервиса" учтены при формировании Перечней на 2019, 2020, 2021, 2022 годы на основании данных, предоставленных Управлением Росреестра по Пермскому краю; обслуживание автотранспорта относится в сфере бытовых услуг, а значит - к бытовому обслуживанию; автосервис подразумевает весь комплекс услуг, оказываемым владельцам автотранспорта; спорный объект передан в аренду ООО " "данные изъяты" по договору от ФИО10 г, основным видом деятельности которого является "45.20.1 Техническое обслуживание ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств", что подтверждает использование объекта в целях бытового обслуживания; объекты недвижимости признаны соответствующими критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и Законе 141-ПК, на основании сведений ЕГРН, учитывая виды разрешенного использования земельных участков "Под промышленные предприятия", "Объекты придорожного сервиса", которые предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 указанной статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.22 НК РФ).
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, на территории Пермского края введен Законом Пермского края от 13 ноября 2017 г. N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" с 1 января 2018 г.
Статьей 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (в первоначальной редакции) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;
2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах);
3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные жилые помещения.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 настоящей статьи, определяется Правительством Пермского края.
В редакции от 5 ноября 2019 г. статья 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. N 141-ПК предусматривает определение налоговой базы как кадастровой стоимости имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. метров;
3) жилых домов, квартир, комнат по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные квартиры, комнаты.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 указанной статьи, определяется Правительством Пермского края.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года N 223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края", пришел к правильному выводу, что Постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п, от 28 ноября 2019 года N 874-п, от 25 ноября 2020 года N 896-п, от 29 ноября 2021 года N 940-п, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, подлежат включению такие административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), которые отвечали хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорные объекты недвижимости ни одному из перечисленных выше критериев не соответствуют.
Как следует из материалов дела:
- объект недвижимости с кадастровым номером Nобъект незавершенного строительства), имел следующие характеристики: адрес - "адрес", площадь - 1486, 2 кв.м.; привязка к земельному участку отсутствует; снят с кадастрового учета - (в связи с завершением строительства и постановкой на кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером N);
- объект недвижимости с кадастровым номером N (здание) поставлен на кадастровый учет 28.11.2019, имеет следующие характеристики: адрес - "адрес" площадь - 1465, 1 кв.м, назначение - нежилое, наименование - здание автосервиса; расположен на земельном участке с кадастровым номером N (имеющем вид разрешенного использования - "объекты придорожного сервиса").
Из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю на запрос суда первой инстанции следует, что земельный участок с кадастровым номером N образован в результате преобразования земельных участков с кадастровыми номерами N, а именно, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N
Во исполнение определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции филиалом ППК "РОСКАДАСТР" по Пермскому краю представлены следующие сведения из Единого государственного реестра недвижимости:
- объект недвижимости с кадастровым номером N является объектом незавершенного строительства и содержится в кадастре недвижимости со следующими характеристиками: степень готовности объекта незавершенного строительства - 85 %, проектируемое назначение - нежилое, наименование - здание автосервиса, общая площадь 1486, 2 кв.м.; в настоящие время запись об объекте недвижимости имеет статус "архивная", дата снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ
- первоначально сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N были внесены в кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ со следующими характеристиками: вид объекта недвижимости - сооружение, назначение - водоснабжения и водоотведения, Городского коммунального хозяйства, материально-технического снабжения и сбыта, наименование - дренажный трубопровод, сведения о протяженности отсутствовали; основанием для внесения сведений являлся технический паспорт ДД.ММ.ГГГГ.
- затем, ДД.ММ.ГГГГ в результате исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в кадастр недвижимости были внесены изменения в отношении характеристик объекта недвижимости, а именно, изменен вид объекта недвижимости с "сооружение" на "объект незавершенного строительства", а также внесены характеристики объекта незавершенного строительства, такие как: степень готовности объекта незавершенного строительства - 85 %, проектируемое назначение - нежилое, наименование - здание автосервиса, общая площадь 1486, 2 кв.м..; основанием для внесения указанных сведений являлись предоставленная Управлением Росреестра по Пермскому краю копия технического паспорта из дела правоустанавливающих документов и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N;
- иные изменения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N в ЕГРН не вносились;
- постановка на кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером N осуществлена ДД.ММ.ГГГГ со следующими характеристиками: назначение - нежилое, наименование - здание автосервиса, площадь 1465, 1 кв.м, документ-основание - технический план от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием нежилого здания, расположенного: "адрес" в результате завершения строительства здания с кадастровым номером N;
- с момента постановки на кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером N по настоящее время, какие-либо учетные процедуры в отношении назначения, наименования и площади не производились;
- согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером N является земельным участком и содержится в кадастре недвижимости со следующими характеристиками: вид разрешенного использования - под промышленные предприятия, общая площадь 32750 кв.м, тип площади земельного участка "уточненная", иными словами, границы земельного участка установлены согласно требований действующего законодательства. В настоящие время запись об объекте недвижимости имеет статус "архивная", дата снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ
Сведения о земельном участке с кадастровым номером N внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), а затем в ЕГРН, из базы данных Единого государственного реестра земель (далее - ЕГРЗ); согласно базе данных ЕГРЗ земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ со следующими характеристиками: вид разрешенного использования - под промышленные предприятия, общая площадь 32750 кв.м, тип площади земельного участка "уточненная"; основанием для внесения сведений о виде разрешенного использования "под промышленные предприятия" являлось Постановление Главы Савинской сельской администрации МО "Пермский район" от 26.09.2006 N 109;
- с момента постановки на кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером N по настоящее время, какие-либо учетные процедуры в отношении вида разрешенного использования и площади не производились;
- согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером N является земельным участком и содержится в кадастре недвижимости со следующими характеристиками: вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса, общая площадь 2470 кв.м, тип площади земельного участка "уточненная", иными словами, границы земельного участка установлены согласно требований действующего законодательства; в настоящие время запись об объекте недвижимости имеет статус "архивная", дата снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ
- сведения о земельном участке с кадастровым номером N внесены в ГКН, а затем в ЕГРН, из базы данных ЕГРЗ. Согласно базе данных ЕГРЗ земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ со следующими характеристиками: вид разрешенного использования - под промышленные предприятия, общая площадь 2470 кв.м, тип площади земельного участка "уточненная"; основанием для внесения сведений о виде разрешенного использования "под промышленные предприятия" являлось Постановление Главы Савинской сельской администрации МО "Пермский район" от 26.09.2006 N 109;
- затем, ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения распоряжения Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 06.08.2018 N 1315 в ЕГРН внесены изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, который изменился с "под промышленные предприятия" на "объекты придорожного сервиса";
- в дальнейшим учетные процедуры в отношении вида разрешенного использования и площади земельного участка с кадастровым номером N не производились;
- постановка на кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером N осуществлена ДД.ММ.ГГГГ со следующими характеристиками: вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса, общая площадь 2095 кв.м, тип площади земельного участка "уточненная", иными словами, границы земельного участка установлены согласно требований действующего законодательства, документ-основание - межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N
- с момента постановки на кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером N по настоящее время, какие-либо учетные процедуры в отношении вида разрешенного использования и площади не производились;
- согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером N является земельным участком и содержится в кадастре недвижимости со следующими характеристиками: вид разрешенного использования - под объекты автомобильного транспорта, общая площадь 2300 кв.м, тип площади земельного участка "уточненная", иными словами, границы земельного участка установлены согласно требований действующего законодательства; в настоящие время запись об объекте недвижимости имеет статус "архивная", дата снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ
- сведения о земельном участке с кадастровым номером N внесены в ГКН, а затем в ЕГРН, из базы данных ЕГРЗ; согласно базе данных ЕГРЗ земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ со следующими характеристиками: вид разрешенного использования ? под объекты автомобильного транспорта, общая площадь 2300 кв.м, тип площади земельного участка "уточненная". Основанием для внесения сведений о виде разрешенного использования "под промышленные предприятия" являлось Постановление Савинской сельской администрации от 14.09.2004 N 105;
- с момента постановки на кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером N по настоящее время, какие-либо учетные процедуры в отношении вида разрешенного использования и площади не производились.
Виды разрешенного использования земельных участков (с кадастровыми номерами N) - "под промышленные предприятия" и "объекты придорожного сервиса" не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков, предусматривающим возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов, поскольку виды разрешенного использования земельных участков, на котором располагались спорные объекты недвижимости (с кадастровыми номерами N), буквально не совпадают с кодами Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540: 3.3 "Бытовое обслуживание"; 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))"; 4.6 "Общественное питание", не позволяют с достаточной очевидностью отнести расположенный на этих земельном участках объекты недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Следовательно, спорные объекты недвижимого имущества (с кадастровыми номерами N) по указанному основанию (исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено) в отсутствие обследования их фактического использования в Перечни на 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год включению не подлежали.
Принимая во внимание, что объект недвижимости с кадастровым номером N с момента постановки на кадастровый учет и до момента снятия его с кадастрового учета (ДД.ММ.ГГГГ) являлся объектом незавершенного строительства, степень готовности - 85%, указанный объект исходя из критерия предназначения для использования в целях размещения офиса и сопутствующей офисной инфраструктуры, торгового объекта, объекта общественного питания или объекта бытового обслуживания в отсутствие обследования его фактического использования в Перечни на 2019 год, 2020 год, 2021 год включению не подлежал.
Вопрос о включении объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечни на 2021 год и на 2022 год должен был разрешаться с учетом фактического использования указанного объекта недвижимости, либо исходя из наличия помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади спорного объекта недвижимости, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) такого объекта недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту домовладения N (инвентарный номер N "адрес", составленному МП " "данные изъяты"" Пермского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ представленного как административным истцом, так и филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю во исполнение запроса Пермского краевого суда и ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" во исполнение определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, здание имеет наименование - здание автосервиса, назначение - здание автосервиса, площадь - 1486, 2 кв.м.; экспликация площади помещений либо иная информация о наименовании, назначении или разрешенном использовании помещений (частей здания) в составе технического паспорта отсутствует.
Кроме того, из материалов кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N, представленных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю во исполнение запроса Пермского краевого суда следует, что для постановки на кадастровый учет в связи с образованием нежилого здания, расположенного: "адрес" в результате завершения строительства здания с кадастровым номером N, кадастровым инженером ФИО11. подготовлен технический план здания, послуживший основанием для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером N; экспликация площади помещений либо иная информация о наименовании, назначении или разрешенном использовании помещений (частей здания) в составе технического плана отсутствует.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, наименование объекта недвижимости к сведениях ЕГРН и документах технического учета инвентаризации как "здание автосервиса" само по себе не свидетельствует о наличии в нем помещений, предусматривающих размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, данное наименование не предусмотрено пунктами 3, 4 статьи 378.2 НК РФ в числе условий, которым должно соответствовать здание административно-делового или торгового центра; само по себе наименование зданий не дает оснований для отнесения их к объектам налогообложения, перечисленным в статье 378.2 НК РФ.
Указание назначение объекта недвижимости в техническом паспорте как "Здание автосервиса" также не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ
В статье 346.27 НК РФ для целей настоящей главы также приведены понятия бытовых услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, как платных услуг, оказываемых физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Ссылок на то, что данный классификатор подлежит применению и при установлении налога на имущество, предусмотренного главой 30 НК РФ, в Налоговом кодексе не содержится.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия "объект бытового обслуживания".
По смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Вместе с тем назначение объекта недвижимости в техническом паспорте как "Здание автосервиса" не свидетельствует о том, что в данном здании предусмотрено размещение исключительно объекта бытового обслуживания, то есть использование для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия в спорных объектах недвижимости помещений общей площадью не менее 20 процентов их общей площади в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, спорные объекты недвижимого имущества (с кадастровыми номерами N) по указанному основанию (исходя из критерия предназначения для использования в целях размещения офиса и сопутствующей офисной инфраструктуры, торгового объекта, объекта общественного питания или объекта бытового обслуживания) в отсутствие обследования их фактического использования в Перечни на 2019 год, 2020 год, 2021 год, на 2022 год включению не подлежали.
Обследование фактического использования спорных объекта административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 НК РФ на момент их включения в оспариваемые Перечни не проводилось.
Доводы апелляционной жалобы о передаче спорного объекта по договору от ДД.ММ.ГГГГ в аренду ООО " "данные изъяты"", основным видом деятельности которого является "45.20.1 Техническое обслуживание ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств", что, по мнению заявителя жалобы, подтверждает использование объекта в целях бытового обслуживания, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку не представлены доказательства как заключения указанного имущества и передачи имущества по нему, так и использование на основании указанного договора не менее 20 процентов общей площади спорного здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости, условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названных объектов в Перечни, не представлено, не содержится их и в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами N в оспариваемые Перечни включению не подлежали.
По смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В связи с чем, с административного ответчика в пользу истца правомерно взысканы судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 18000 рублей.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 11 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.