Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 18 ноября 2022 года кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" (далее - ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области") на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 8 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 сентября 2022 года по административному делу N 2а-1121/2022 по административному исковому заявлению прокурора Кузоватовского района Ульяновской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", Министерству транспорта Ульяновской области и правительству Ульяновской области о возложении обязанности по обустройству автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", Министерству транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обустройству тротуаров на участке автомобильной дороги регионального значения Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское- Радищево-Старая Кулатка-граница области 71 км+888 м по 73 км, проходящий через рабочий поселок Кузоватово Ульяновской области по улице Ленина от дома N 1 до дома N 72 (далее - автомобильная дорога), в соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007) и обязать административных ответчиков обустроить указанный участок дороги тротуарами в срок не позднее 1 июня 2023 года.
Решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 8 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 сентября 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично, на ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" возложена обязанность по проведению вышеназванных работ в срок до 1 июня 2023 года.
В кассационной жалобе ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Приводит доводы о невозможности исполнения решения суда, поскольку Учреждение не является распорядителем бюджетных средств, что не было учтено судебными инстанциями. Также ссылается на то, что судами не дана показаниям свидетеля Казаковой А.С. - главного инженера ООО "ИНЖДОР", согласно которых обустройство тротуаров является завершающей стадией при строительстве и ремонту автомобильной дороги, что повлекло принятие незаконных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).
В соответствии с пунктом 5 вышеприведенной статьи тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автодороги федерального, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автодороги.
Статьей 12 названного федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6).
Пункт 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусматривает обустройство тротуаров и пешеходных дорожек на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт невыполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности, допустив нарушение пункта 4.5.1 ГОСТ 52766-2007, выразившееся в отсутствии тротуаров на автомобильной дороге регионального значения, что влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, пришли к правильному выводу о допущенном административным ответчиком незаконном бездействии и наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Аргументы кассационной жалобы о невозможности исполнения решения суда ввиду того, что административный ответчик не является распорядителем бюджетных средств, а также неполном исследовании доказательств по административном делу, не опровергают правильность выводов судебных инстанций, в связи с чем отмену судебных актов не влекут.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 8 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 16 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.