Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 ноября 2022 года кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "СМУ-Строитель" на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 сентября 2022 года по административному делу N 2а-2248/2022 по административному исковому заявлению ООО "СМУ-Строитель" об оспаривании предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 3 февраля 2022 года об устранении выявленных нарушений.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "СМУ-Строитель" (далее - административный истец, общество) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Татарстан (далее - административный ответчик, Государственная инспекция труда, инспекция), государственному инспектору труда Синкеевич О.И.
Из содержания административного иска следует, что государственным инспектором труда Синкеевич О.И. выдано предписание от 3 февраля 2022 года N N об устранении выявленных нарушений (далее - предписание) с требованием заключить трудовые договоры с Гороховым А.В, Исаевым А.Н, Наумовым А.М, Баландиным А.Ю, Барабошкиным И.В, а также произвести выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за весь период работы указанных лиц в срок до 3 марта 2022 года.
15 февраля 2022 года общество с обратилось в Государственную инспекцию труда с жалобой на предписание. Письмом Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 22 февраля 2022 года N N со ссылкой на часть 1 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на жалобу ООО "СМУ-Строитель" дан ответ о том, что жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Ссылаясь на то, что между обществом и Гороховым А.В, Исаевым А.Н, Наумовым А.М, Баландиным А.Ю, Барабошкиным И.В. сложись гражданско-правовые правоотношения и считая свои права нарушенными, административный истец просил суд: признать предписание Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 3 февраля 2022 года N N незаконным.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 1 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 сентября 2022 года, административные исковые требования ООО "СМУ-Строитель" оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением 20 ноября 2022 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, общество, выражая несогласие с выводами судов и повторно приводя доводы о наличии у общества с вышеозначенными лицами гражданско-правовых отношений и об отсутствии трудовых отношений, просит отменить вышеуказанные судебные акты в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, поскольку это привело к принятию неправильных судебных актов, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что Государственной инспекцией труда в рамках контрольно-надзорных мероприятий в отношении ООО "СМУ-Строитель" выдано предписание от 3 февраля 2022 года N N об устранении выявленных нарушений с требованием заключить трудовые договоры с Гороховым А.В, Исаевым А.Н, Наумовым А.М, Баландиным А.Ю, Барабошкиным И.В, а также произвести выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (за весь период работы работников) со ссылкой на статьи 22, 67 Трудового кодекса Российской Федерации в срок до 3 марта 2022 года.
Факт допуска работников к работе без соответствующего оформления трудовых договоров подтверждаются актом документарной проверки от 3 февраля 2022 года, протоколами опроса заявителей Горохова А.В, Исаева А.Н, Наумова А.М, Баландина А.Ю, Барабошкина И.В.
Кроме того, 24 января 2020 года между частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Учебно-производственный центр" и заказчиком ООО "СМУ-Строитель" заключен договор о предоставлении платных образовательных услуг на обучение по пожарно-техническому минимуму, на обучение по правилам охраны труда при работе на высоте вышеуказанных лиц (л.д. 92 - 93).
Вступившим в законную силу постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 21 февраля 2022 года директор ООО "СМУ-Строитель" Гареев Д.М. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере за уклонение от заключения трудового договора с работниками Гороховым А.В, Исаевым А.Н, Наумовым А.М, Баландиным А.Ю. и Барабошкиным И.В. (л.д. 102 - 109).
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о правомерной выдаче обществу Государственной инспекцией труда в пределах своих полномочий предписания об устранении допущенных нарушений.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого предписания незаконным.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Федеральной инспекцией труда осуществляется федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий, пятнадцатый статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из вышеприведенных норм следует, что государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работников.
Суд кассационной инстанции не соглашается с доводами кассационной жалобы об ошибочности выводов судов, признавших правомерность предписания, поскольку означенные доводы опровергаются материалами дела.
Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, Государственная инспекция труда в пределах, предоставленных абзацем 2 статьи 356 и абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации полномочий правомерно вынесла обязательное для работодателя предписание о возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения трудового законодательства.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Вопреки позиции подателя жалобы материалы дела содержат доказательства тому, что между ООО "СМУ-Строитель" и Гороховым А.В, Исаевым А.Н, Наумовым А.М, Баландиным А.Ю, Барабошкиным И.В. возникли трудовые отношения, в связи с чем инспекцией правомерно выдано предписание от 3 февраля 2022 года N N об устранении выявленных нарушений с требованием заключить трудовые договоры с Гороховым А.В, Исаевым А.Н, Наумовым А.М, Баландиным А.Ю, Барабошкиным И.В, а также произвести выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (за весь период работы работников).
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМУ-Строитель" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 11 января 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.