Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пипинадзе Н.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 октября 2022 г.
по административному делу по административному иску Пипинадзе Н.С. к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пипинадзе Н.С. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что Пипинадзе Н.С. и ее семья: супруг Пипинадзе Я.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Пипинадзе Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Пипинадзе С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были зарегистрированы по месту жительства и проживали с 13 июля 2016 г..по 22 декабря 2021 г..в однокомнатной квартире, принадлежащей на праве собственности брату административного истца Шарипову Д.С, по адресу: "адрес", общей площадью 31 кв.м. С 1 апреля 2019 г..Пипинадзе Н.С. состояла на учете нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", о чем вынесено постановление от 13 мая 2019 г..N 1277. В связи с тем, что брат собирался продавать указанную квартиру, а затем и продал ее, административный истец с семей переехали в другое жилье того же брата - дом в "адрес", где жили с 22 декабря 2021 г..по 26 января 2022 г..Постановлением Администрации города Ставрополя от 3 марта 2022 г..N 414 было признано утратившим силу постановление от 13 мая 2019 г..N 1277 на основании пункта 2, части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку сменив адрес места проживания утратили право на получение жилого помещения или перестали являться нуждающимися в получении жилья. Между тем, Пипинадзе Н.С. временно перешли жить в дом брата, пока он был свободен, чтобы меньше платить за коммунальные услуги.
Так как с момента принятия ее на учет ее жилищные условия фактически не изменились, Пипинадзе Н.С. полагала, что административной ответчик необоснованно признал утратившим силу постановления администрации города Ставрополя от 13 мая 2019 г..N 1277, в соответствии с которым ее семья в составе 4 человек была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в Муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе". В связи с этим административный истец просила суд признать постановление Администрации города Ставрополя от 3 марта 2022 года N 414 незаконным, возложить обязать восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 14 июля 2022 г. требования Пипинадзе Н.С. удовлетворены в полном объеме, постановление от 3 марта 2022 г. N 414 признано незаконным, на Администрацию г. Ставрополя возложена обязанность восстановить Пипинадзе Н.С. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 октября 2022 г. вышеуказанное решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований Пипинадзе Н.С. отказано.
В кассационной жалобе Пипинадзе Н.С, поданной 18 ноября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28 ноября 2022 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 октября 2022 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 14 июля 2022 г.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами, семья Пипинадзе Н.С. составом 4 человека: она, муж - Пипинадзе Я.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Пипинадзе Я.Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Пипинадзе С.Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала по договору найма жилого помещения в "адрес" в городе Ставрополе, общей площадью 31 кв.м.
Собственного жилого помещения Пипинадзе Н.С, Пипинадзе Я.М, Пипинадзе Я.Я, Пипинадзе С.Я. не имели.
Постановлением администрации города Ставрополя от 13 мая 2019 г. N 1277 "О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" семья Пипинадзе Н.С, "данные изъяты" года рождения, составом 4 человека, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
Постановлением администрации города Ставрополя от 1 июля 2019 г. N 1778 "О признании молодой семьи участником муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" семья Пипинадзе Н.С. признана участником Программы.
По состоянию на 1 апреля 2019 г. (дата подачи заявления и документов в администрацию города Ставрополя) семья Пипинадзе Н.С. проживала по адресу: "адрес".
Извещением от 31 марта 2020 г. N 17 молодой семье Пипинадзе Н.С. в соответствии с условиями подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае" и муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" предоставлена социальная выплата на приобретение (строительство) жилья.
Решением мирового судьи судебного участка N 9 Промышленного района г. Ставрополя от 13 августа 2020 г. брак, зарегистрированный между Пипинадзе Я.М. и Пипинадзе Н.С. расторгнут. Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 12 февраля 2021 г. определен порядок общения Пипинадзе Я.М. с несовершеннолетними детьми по месту их жительства в "адрес".
Согласно сведениям о регистрации по месту жительства семья Пипинадзе Н.С, Пипинадзе Я.Я, Пипинадзе С.Я. зарегистрирована по адресу: "адрес", с 22 декабря 2021 г. по 26 января 2022 г.
С 26 января 2022 г. Пипинадзе Н.С. зарегистрирована по месту жительства в общежитии по проезду Ленинградскому, "адрес", в "адрес".
Согласно договору найма от 21 декабря 2021 г. Пипинадзе Н.С. принимает в найм жилое помещение по адресу: "адрес", сроком с 21 декабря 2021 г. по 21 ноября 2022 г.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции указал, что в период с 22 декабря 2021 г. по 26 января 2022 г. Пипинадзе Н.С, Пипинадзе Я.Я, Пипинадзе С.Я. были зарегистрированы по адресу: "адрес", однако в указанный период времени семья фактически проживала по адресу: "адрес", что подтверждается договором найма жилого помещения от 21 декабря 2021 г, административный истец и члены ее семьи фактически не выезжали на место жительства в другое муниципальное образование края. Факт их регистрации по месту жительства по адресу: "адрес", не является исключительным доказательством фактического их проживания по указанному адресу.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился, так как они не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку из текста административного иска следует Пипинадзе Н.С. подтвердила факт ее проживания в г. Михайловске, кроме того, вступившим в законную силу решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 12 февраля 2021 г. местом постоянного жительства истицы и ее несовершеннолетних детей на момент принятия судом решения является жилой "адрес" в "адрес", тогда как доказательств, достоверно подтверждающих исполнение договора найма от 21 декабря 2021 г. материалы дела не содержат, следовательно, Пипинадзе Н.С. выехала на место жительства в другое муниципальное образование края. В соответствии с требованиями Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от 27 января 2012 г. N 178 (действовавшего на момент признания семьи Пипинадзе Н.С. нуждающимися), обязанность по предоставлению сведений об изменении места жительства, состава семьи и других изменениях, имеющих отношение к молодой семье, возлагается на молодую семью, в течение одного месяца со дня наступления таких изменений. Между тем, истица сведения об изменении состава семьи и места постоянного жительства в администрацию г.Ставрополя не представила.
Судебная коллегия с выводами суда апелляционной инстанции согласится не может, полагает такие выводы не соответствующими обстоятельствам административного дела, а обжалуемый судебный акт принятым с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения, в том числе в случае изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Реализация на территории города Ставрополя мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, государственной программой Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 г. N 625-п, муниципальной программой "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 15 ноября 2019 г. N 3256.
Молодым семьям, признанным в установленном порядке участниками Программы, предоставляются социальные выплаты на цели, предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В соответствии с требованиями Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой)i муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от 27 января 2012 г. N 178 (действовавшего на момент признания семьи Пипинадзе Н.С. нуждающимися), обязанность по предоставлению сведений об изменении места жительства, состава семьи и других изменениях, имеющих отношение к молодой семье возлагается на молодую семью, в течение одного месяца со дня наступления таких изменений.
Согласно пункту 2.9 названного Административного регламента исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления услуги или отказа в предоставлении услуги включает:
превышение супругами либо одним из супругов в семье (родителем в неполной семье) возраста 35 лет;
отсутствие у любого из членов молодой семьи регистрации по месту жительства в городе Ставрополе (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации);
представление документов, содержащих ошибки и (или) противоречивые сведения;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
представление документов, не подтверждающих наличие нуждаемости в жилых помещениях;
неистечение пятилетнего срока со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно подпункту 4 пункта 15 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края списка молодых семей края - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по муниципальному образованию Ставропольского края", утвержденного приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 5 апреля 2021 г. N 118 (действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления), молодая семья исключается из списка молодых семей Ставропольского края - участников основного мероприятия Программы если оба супруга или родитель в неполной молодой семье края выехал(и) на место жительства в другое муниципальное образование края.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что снятие административного истца с учета в качестве участника соответствующей муниципальной программы осуществлено органом местного самоуправления необоснованно, поскольку регистрация по месту жительства в ином муниципальном образовании Ставропольского края не являлась доказательством выезда молодой семьи на постоянное место жительство в г. Михайловск, а носила временный характер и была связана с продажей собственником жилого помещения, где ранее молодая семья фактически проживала по договору найма.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что объективно выезд административного истца подтвержден вступившим в законную силу решением суда об определении порядка общения Пипинадзе Я.М. с несовершеннолетними детьми по месту их жительства в г. Михайловке, а также отсутствием доказательств реального исполнения договора найма по прежнему месту жительства в г. Ставрополе.
Как правильно установлено судебными инстанциями, с 2019 г. Пипинадзе Н.С, подав заявление в составе молодой семьи 4 человека, проживая по договору найма жилого помещения в квартире N 152 по улице Тухачевского, дом 26 в городе Ставрополе, общей площадью 31 кв.м, и не имея собственного жилья, была признана постановлением Администрации города Ставрополя от 1 июля 2019 г. N 1778 участником муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
Вместе с тем, с 22 декабря 2021 г. по 26 января 2022 г. Пипинадзе Н.С. вынужденно выехала в другое муниципальное образование по адресу: "адрес", где была зарегистрирована по месту жительства с несовершеннолетними детьми, в связи с продажей жилого помещения по адресу: "адрес", что также подтверждается материалами дела. Таким образом, выводы суда о временном и вынужденном характере выезда Пипинадзе Н.С. с детьми нашли свое подтверждение и опровергнуты не были.
Договор найма жилого помещения от 21 декабря 2021 г, составленный Пипинадзе Н.С. с собственником квартиры по прежнему адресу в городе Ставрополе, был предметом оценки суда первой инстанции и признан действительным, но при тех же обстоятельствах судом апелляционной инстанции отклонен как ненадлежащее доказательство, между тем, новых сведений (свидетельских показаний либо документов о медицинском обслуживании по иному адресу, получения иных услуг в г. Михайловске) относительно реального исполнения договора найма судом апелляционной инстанции не было получено.
В то же время судом апелляционной инстанции не были учтены и опровергнуты пояснения и доводы административного истца о том, что регистрация по месту жительства является административным актом и фактический адрес проживания в данном случае не подтверждает.
Более того, согласно имеющимся в материалах дела сведениям, на момент вынесения оспариваемого постановления от 3 марта 2022 г. N 414 Пипинадзе Н.С. вновь была зарегистрирована по месту жительства в пределах муниципального образования по адресу: "адрес" (общежитие), что также указывает на временный характер выбытия, в то же время объективная необходимость регистрации в любом ином жилом помещении связана с социальным обеспечением несовершеннолетних детей. Тем самым семья Пипинадзе Н.С. сохранила право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать правильными, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта с оставлением в силе решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 14 июля 2022 г.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 октября 2022 г. отменить, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 14 июля 2022 г.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.