Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кульманбетова К.Э. на решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 12 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 мая 2022 г.
по административному делу по административному иску Толемишева Р.Б. к участковой избирательной комиссии N 1193 села Кумли Ногайского района Республики Дагестан о признании незаконными действий, признании недействительными итогов голосования и результатов повторных выборов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан по одномандатному избирательному округу N 4.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Кульманбетова К.Э. Картакаева Т.К, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, полагавшей о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Толемишев Р.Б. обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии N 1193 села Кумли Ногайского района Республики Дагестан о признании незаконными действий, признании недействительными итогов голосования и результатов повторных выборов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан по одномандатному избирательному округу N 4.
В обоснование требований указано, что в период с 17 сентября 2021 г. по 19 сентября 2021 г. при проведении повторных выборов депутата Собрания депутатов муниципального образования "село Кумли" четвертого созыва Ногайского района Республики Дагестан по одномандатному избирательному округу N 4, в селе Кумли Ногайского района Республики Дагестан, на избирательном участке N 1193 были допущены нарушения прав избирателей в виде выборочного допуска комиссией к голосованию прописанных на участке избирателей. Таким образом, административным ответчиком к голосованию не было допущено около 100 избирателей, что не позволило выявить действительную волю и объективные результаты голосования. В результате незаконных действий участковой избирательной комиссии, 20 сентября 2021 г. было принято решение N 5 "О результатах выборов депутата Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения "село Кумли" четвертого созыва по одномандатному округу N 4, которым выборы депутата Собрания Депутатов муниципального образования сельского поселения "село Кумли" четвертого созыва по одномандатному округу N 4 признаны состоявшимся и действительным, избранным депутатом Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения "село Кумли" четвертого созыва по одномандатному округу N 4 признан Кульманбетов К.Э, что нарушает и избирательные права административного истца, являющегося кандидатом в депутаты на указанных повторных выборах.
Решением Ногайского районного суда Республики Дагестан от 1 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 мая 2022 г, требования Толемишева Р.Б. удовлетворены; действия участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан, выразившиеся в отказе в выдаче бюллетеней для голосования на повторных выборах депутата Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан четвертого созыва по одномандатному округу N 4, признать незаконными; итоги голосования и результаты повторных выборов депутата Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения "село Кумли" по одномандатному избирательному округу N 4 избирательного участка N 1193 Ногайского района Республики Дагестан признаны недействительными; протокол участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельского поселения "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан об итогах голосования по избирательному округу Кумлинский N 4 избирательного участка N 1193 от 19 сентября 2021 г..и решение участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельского поселения "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан от 20 сентября 2021 г..N 5 о результатах выборов депутата в Собрание депутатов муниципального образования сельского поселения "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан по одномандатному избирательному округу Кумлинский N 4 отменены; решения участковой избирательной комиссии N 1193 МО СП "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан от 17 сентября 2021 г..N 3 об отказе избирателям, которые зарегистрированы по адресу: "адрес" "адрес", в связи с их отсутствием в списках избирателей и в отказе включения их в дополнительные списки, а также N 3 без даты по согласованию исполняющего обязанности
председателя Территориальной избирательной комиссии Ногайского района Республики Дагестан Бальгишиева М.С. в 11 час. 47 мин. и членов УИК N 1193 о вынесении решения по округу N 4 о пропуске избирателей согласно списку отменены.
В кассационной жалобе Кульманбетова К.Э, поданной 17 ноября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 29 ноября 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, с 17 по 19 сентября 2021 г. в селе Кумли Ногайского района прошли повторные выборы депутатов сельского собрания муниципального образования сельское поселение "село Кумли" по одномандатному избирательному округу N 4.
Согласно протоколу повторных выборов депутата Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района от 19 сентября 2021 г. из числа 129 избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом, избирательные бюллетени получили 113 избирателей, из которых: 110 избирательных бюллетеней выданы в помещении для голосования; 3 избирательных бюллетеня вне помещения для голосования; 4 избирательных бюллетеня признаны недействительными. По итогам подсчета действительных избирательных бюллетеней голоса избирателей распределились следующим образом: Кульманбетов К.Э. - 58 голосов, Таушов А.С. - 0, Толемишев Р.Б. - 51 голос.
Решением Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района от 20 сентября 2021 г. N 5 выборы депутата Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" четвертого созыва по одномандатному округу N 4 признаны состоявшимися и действительными, избранным депутатом признан Кульманбетов К.Э.
В решении Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района N 2 без даты указано допустить избирателей, зарегистрированных по улице Кадырова, отсутствующих в основном списке, к голосованию по дополнительному списку.
Решением Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района от 17 сентября 2021 г. N 3 избирателям, зарегистрированным по улице Кадырова, отказано в допуске в связи с тем, что их нет в списках избирателей, в дополнительный список не включать.
Решением Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района от 17 сентября 2021 г. N 3 без указания даты, постановлено по согласованию с исполняющим председателя Территориальной избирательной комиссии Ногайского района Бальгишиева М.С. в 11 час. 47 мин. и членов Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района пропустить избирателей согласно списку.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ногайского района от 19 сентября 2021 г. N 20/39-4 жалоба Арслановой Б.О, Магамадова Г.Х, Межитовой К.З, Котовой М.Д, Моллаболганова С.М. об их недопуске Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" к голосованию на избирательном участке признана обоснованной и установлена обязанность предоставить указанным гражданам возможность для голосования на повторных выборах.
При этом избиратели ФИО36 имеющие регистрацию по месту жительства в с. Кумли, по ул. Кадырова на территории одномандатного избирательного округа N 4 избирательного участка N 1193, в течении всех дней голосования 17, 18, 19 сентября 2021 г. приходили в помещение избирательного участка, убедившись в отсутствие их фамилий в основном списке избирателей, обращались в участковую избирательную комиссию N 1193 с требованием включить их в дополнительный список и допустить к голосованию.
Ранее указанными актами участковой избирательной комиссии N 1193 от 17 сентября 2021 г. подтверждено, что ФИО37 отказано в выдаче бюллетеней.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции согласился с доводами административного истца о том, что не включение 19 избирателей, зарегистрированных по ул. Кадырова в селе Кумли, в список избирателей, дает основание полагать, что действительная воля избирателей на избирательном участке была искажена ненадлежащим составлением списка избирателей и отказом во включение их в дополнительный список избирателей. Указывая о противоречивости принятых решений и неисполнения тех из них, что восстанавливают нарушенные права избирателей быть включенными в дополнительный список для голосования и, принимая во внимание разницу в 7 голосов между кандидатами Кульманбетовым К.Э. и Толемишевым Р.Б, участие в голосовании 19 избирателей, не допущенных к выборам, могло отразиться на итогах голосования и привести к иному результату. В связи с этим суд признал такие нарушения существенными, удовлетворив административный иск в полном объеме требований.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав их правильными, так как что отсутствие девятнадцати голосов избирателей могло повлиять на итоги выборов на данном избирательном участке, признав нарушенным пассивное избирательное право зарегистрированного по данному округу кандидата в депутаты Толемишова Р.Б. на законное и справедливое подведение итогов голосования и результатов выборов.
Судебная коллегия усматривает предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов, полагает обжалуемые судебные акты постановленными с нарушением норм материального права, выводы судов первой и второй инстанции не соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для проведения выборов образуются, в том числе одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане России, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных этим же Федеральным законом или иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами, что предусмотрено пунктом 4 статьи 17 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 17 того же Федерального закона сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения.
В соответствии с пунктом 17 статьи 27 обозначенного Федерального закона для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.
Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона: гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования -немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно.
Положениями статьи 63 названного Федерального закона предусмотрено, что для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень; бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии; форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования; текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне; в случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (Постановления от 22 апреля 2013 г. N 8-П, от 15 января 2002 г. N 1-П).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Республики Дагестан от 6 июля 2009 г. N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" участковая избирательная комиссия, в частности, уточняет, а в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 22 настоящего Закона, составляет и уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комиссию; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Пунктом 1 статьи 73 указанного Закона Республики Дагестан установлено, что голосование в день выборов проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Лицам, указанным в части 3 статьи 34 настоящего Закона, доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования.
В соответствии с частью 2 статьи 72 того же Закона Республики Дагестан бюллетени изготавливаются исключительно по решению избирательной комиссии муниципального образования. Число бюллетеней по каждому избирательному округу не должно более чем на 1, 5 процента превышать число избирателей, зарегистрированных в указанном избирательном округе. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 24 дня до дня голосования, что предусмотрено частью 5 статьи 72 указанного Закона Республики Дагестан.
Приведенные нормы материального и процессуального права, а также разъяснения, не были применены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела, выводы суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска являются ошибочными и не соответствуют обстоятельствам, установленным судами, исходя из доводов жалобы об игнорировании обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, свидетельствующих о действиях по регистрации по месту жительства большого количества избирателей непосредственно перед днем повторного голосования на территории одномандатного округа в нескольких жилых помещениях, расположенных по ряду аналогичных адресов.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда, что предусмотрено пунктом 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен названным кодексом.
Из материалов дела следует, что судами установлены обстоятельства, связанные с недопуском 19 избирателей в дни повторного голосования к реализации активного избирательного права и невыдачи им избирательных бюллетеней, однако сделаны ошибочные выводы о том, что выявленные в отношении 19 человек нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей на данном избирательном участке. Судебными инстанциями не было учтено, что для правильного разрешения дела и надлежащей правовой оценки допущенных нарушений избирательного законодательства в отношении 19 человек, необходимо учитывать их фактическое место жительства на территории избирательного округа, а не формальное место регистрации с учетом даты их регистрации и отсутствия объективных причин регистрации значительного количества человек, претендующих на реализацию активного избирательного права, в одних и тех же жилых помещениях. Судами вопреки требованиям процессуального закона не приведены мотивы, по которым такие обстоятельства были положены в основу вывода об удовлетворении административного иска и могли существенно отразиться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, повлияв на свободу выборов.
Кроме того, ФИО38 ранее были заявлены и рассмотрены требования к Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан о признании незаконными действий, нарушающих избирательные права граждан.
Решением Ногайского районного суда Республики Дагестан от 26 октября 2021 г. требования ФИО39 удовлетворены, действия Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района, выразившиеся в отказе в выдаче бюллетеней для голосования и принятии незаконных решений на повторных выборах депутата Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" четвертого созыва по одномандатному округу N 4 признаны незаконными, итоги голосования и результаты повторных выборов депутата Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района по одномандатному избирательному округу N 4 признаны недействительными, протокол Участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района об итогах голосования по избирательному округу Кумлинский N 4 избирательного участка N 1193 от 19 сентября 2021 г, решение от 20 сентября 2021 г. N 5 о результатах выборов депутата в Собрание депутатов муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района по одномандатному избирательному округу Кумлинский N 4 отменены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 апреля 2022 г, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 г, вышеуказанное решение суда от 26 октября 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым требования административных истцов оставлены без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, определением Ногайского районного суда Республики Дагестан от 29 октября 2021 г. производство по административному делу по административному иску Толемишова Р.Б. было приостановлено до вступления в законную силу решения Ногайского районного суда Республики Дагестан от 26 октября 2021 г. и возобновлено определением Ногайского районного суда Республики Дагестан от 22 декабря 2021 г. Таким образом, судом первой инстанции указанные административно дела признаны взаимосвязанными, поскольку вытекают из тех же обстоятельств.
В связи с тем, что при разрешении административного иска ФИО40 судом апелляционной инстанции по существу сделаны правильные выводы о необходимости учета реального числа жителей данного избирательного округа, а выявленные признаки злоупотребления при регистрации отдельных лиц по месту жительства не влекут безусловно возникновение и защиту избирательного права, выводы судов по данному делу следует признать противоречивыми. Само по себе невключение в дополнительный список избирателей перечисленных лиц, которые были зарегистрированы по месту жительства по одним и тем же адресам, относящимся к данному избирательному округу за несколько дней до дня повторного голосования, не подтверждает нарушения их избирательных прав. При этом при рассмотрении данного административного дела многократное увеличение числа избирателей со дня первых выборов, признанных в судебном порядке несостоявшимися (апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 25 февраля 2021 г. по делу 33а-1345/2021), включенных в список избирателей в количестве 69 человек, до 129 человек при повторных выборах, за исключением еще 100 человек, чьи голоса не были учтены при голосовании по мнению заявителя административного иска, является явным искажением действительного числа избирателей.
С учетом таких обстоятельств судебная коллегия усматривает установленные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов, они подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 12 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 мая 2022 г. отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований Толемишева Р.Б. к участковой избирательной комиссии N 1193 села Кумли Ногайского района Республики Дагестан:
о признании незаконными действий, выразившиеся в отказе в выдаче бюллетеней для голосования на повторных выборах депутата Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан четвертого созыва по одномандатному округу N 4, о признании недействительными итогов голосования и результатов повторных выборов, об отмене протокола участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан об итогах голосования от 19 сентября 2021 г. и решения участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан от 20 сентября 2021 г. N 5 о результатах выборов, об отмене решения участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан от 17 сентября 2021 г. N 3 об отказе избирателям, которые зарегистрированы по адресу: "адрес" и решения участковой избирательной комиссии N 1193 муниципального образования сельское поселение "село Кумли" Ногайского района Республики Дагестан без даты о пропуске избирателей согласно списку отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.