Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Ставропольского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 24 мая 2022 г.
по административному делу по административному иску прокурора Изобильненского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В, поддержавшую доводы кассационного представления, представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Головейко Н.С, возражавшего относительно доводов кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Изобильненского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей, впоследствии уточнив, просил признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах: "адрес" Изобильненского городского округа Ставропольского края и возложении обязанности обеспечить в них нецентрализованное водоснабжение с использованием нецентрализованной системы водоснабжения или подвоза питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 664, до обеспечения централизованного водоснабжения.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка нарушений законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, по результатам которой выявлены нарушения в границах населенных пунктов: "адрес" Изобильненского городского округа Ставропольского края централизованное водоснабжение отсутствует, чем нарушаются права граждан на благоприятные условия проживания, предусмотренные, в том числе Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", предусматривающим создание при планировке и застройке городских, сельских поселений благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. С целью устранения выявленных нарушений в адрес главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края 19 февраля 2021 г. прокуратурой внесено представление. Согласно ответу на представление органом местного самоуправления были направлены обращения в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, которое в соответствии с Законом Ставропольского края от 20 декабря 2018 г. N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского каря и органами государственной власти Ставропольского края" осуществляют организацию водоснабжения населения. До настоящего времени нарушения законодательства не устранены, что свидетельствует о бездействии министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, влекущем нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания и способствующем росту социальной напряженности в обществе.
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 24 января 2022 г. требования прокурора удовлетворены в полном объеме, оспариваемое бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края признано незаконным с возложением на административного ответчика обязанности в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить нецентрализованное водоснабжение в населенных пунктах "адрес" Изобильненского городского округа Ставропольского края в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 664, до обеспечения централизованного водоснабжения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 24 мая 2022 г. вышеуказанное решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым требования прокурора оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурора, поданном 28 ноября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 5 декабря 2022 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 24 мая 2022 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, направлении дела на новое апелляционное рассмотрение.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края просит оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 24 мая 2022 г. без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами, в ходе проведенной проверки прокуратурой Изобильненского района Ставропольского края установлено, что в границах населенных пунктов: п. Левоегорлыкский, х. Козлов, х. Красная Балка Изобильненского городского округа Ставропольского края отсутствует централизованное водоснабжение.
19 февраля 2021 г. прокурором Изобильненского района Ставропольского края главе Изобильненского городского округа внесено представление об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства.
Согласно ответу заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 1 апреля 2021 г. N 01-7/4317 по указанному вопросу администрацией направлялись письма в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
14 мая 2021 г. и 12 октября 2021 г. прокуратурой Ставропольского края в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края вынесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, бюджетного законодательства.
Об осуществляемой работе, направленной на улучшение водоснабжения населенных пунктов Ставропольского края, министерством сообщено прокурору в ответах от 18 июня 2021 г. и от 17 ноября 2021 г, соответственно. В целях организации подвоза воды населению "адрес" Изобильненского городского округа Ставропольского края Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в адрес региональной тарифной комиссии Ставропольского края направлено обращение об установлении тарифа на подвоз воды, на основании которого постановлением тарифной комиссии от 15 декабря 2020 г. N 77/4 на 2021 г. для ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" установлен тариф, в том числе и в отношении вышеприведенных населенных пунктов.
Согласно письму производственно-технического подразделения Изобильненский филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"- "Центральный" от 14 января 2022 г. водоснабжение населенных пунктов "адрес" Изобильненского городского округа не осуществляется, для заключения договоров на подвоз воды никто не обращался.
Согласно письму заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Веревкина П.В. от 25 апреля 2022 г. население п. Левоегорлыкский составляет 170 человек, расстояние до централизованной системы водоснабжения 12 км, "адрес" - население 24 человека, расстояние 23 км, "адрес" - население 104 человека, расстояние 3 км, обращения по вопросу водоснабжения в 2021 и 2022 г.г. поступали, особенно остро по обеспечению мер пожарной безопасности.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края допущено бездействие, выразившееся в непринятии достаточных мер по решению вопроса об организации водоотведения и водоснабжения в населенных пунктах: "адрес"
С данным выводом суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, следовательно, уполномоченный орган вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных законом, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение. В обоснование отсутствия возможности и целесообразности организации водоснабжения с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения указанных территорий административным ответчиком указано на незначительное количество, проживающих на территории вышеприведенных населенных пунктов граждан. Изложенное привело к выводу о том, что министерством выбран и реализован один из предусмотренных законом способов организации водоснабжения на части территории Изобильненского городского округа путем подвоза воды.
Судом апелляционной инстанции также опровергнуты выводы суда первой инстанции по тем основаниям, что представленные административным ответчиком доказательства отсутствия возможности и экономической целесообразности организации водоснабжения с использованием централизованной и нецентрализованной системы холодного водоснабжения на спорных территориях, административным истцом являются достаточными для отказа в административном иске, а доказательства того, что жители указанных населенных пунктов обращались к гарантирующей организации для заключения договора на подвоз воды по установленному тарифу или обращались с жалобами в соответствующие органы не представлено. В связи с этим, суд апелляционной инстанции привел мотивы, что административный истец не доказал факта нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия с выводами суда апелляционной интонации не может согласится, полагает их противоречащими нормам материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится к вопросам местного значения.
В силу пункту 4.3 части 1 статьи 17 приведенного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
Таким образом, органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
На территории Ставропольского края подлежали применению данные положения федерального законодательства до принятия 20 декабря 2018 г. Закона Ставропольского края N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края", на основании статей 2 и 3 которого полномочия по организации водоснабжения населения осуществляются Правительством Ставропольского края непосредственно либо через уполномоченный им орган исполнительной власти Ставропольского края, которым в соответствии с подпунктом 15.1 пункта 10.6 постановления Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края" является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Министерству с 1 января 2019 г. переданы полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, согласно закону Ставропольского края, переданы Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644.
Так, согласно пункту 72 указанных Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением N 1 (пункту 74 Правил).
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанции исходят из наличия обязанности уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по организации водоснабжения населения, возникшей в связи с перераспределением полномочий по решению отдельных вопросов местного значения, и предусмотренной возможности осуществить ее реализацию путем нецентрализованного водоснабжения или подвоза воды.
При этом выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии незаконного бездействия на стороне административного ответчика и о том, что нарушения прав неопределенного круга лиц не были допущены, основаны на предпринятых Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края действий по направлению в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края заявки об установлении тарифа на подвоз воды на 2021 г. муниципальным образованиям Ставропольского края, в том числе, населенным пунктам, указанным прокурором в данном административном иске.
Судебная коллегия полагает, что подача заявки и принятие Региональной тарифной комиссией Ставропольского края акта об установлении тарифа на подвоз воды на 2021 г. в перечисленных населенных пунктах сами по себе не привели к разрешению вопроса мастного значения, касающегося надлежащего водоснабжения неопределенного круга лиц, составляющих население "адрес".
Как правильно указано судом первой инстанции, исходя из представленных в материалы дела доказательств, фактически подвоз питьевой воды на территорию указанных населенных пунктов не осуществляется со ссылкой на отсутствие заявок, о чем указано в письме производственно-технического подразделения Изобильненский филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"-"Центральный" от 14 января 2022 г, предпринятыми мерами вопрос об обеспечении водой объективно не разрешен, в орган местного самоуправления поступали обращения об этом в 2021 г. и за истекший период 2022 г, что следует из письма заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 25 апреля 2022 г.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что уполномоченным органом не предприняты исчерпывающие меры для надлежащего осуществления полномочий по организации водоснабжения населения, поскольку представленные административным ответчиком в материалы дела документы не свидетельствует об устранении нарушения прав граждан на благоприятные условия проживания, являются верными. Вопреки утверждению административного ответчика, необходимый результат мерами по организации водоснабжения не достигнут, тогда как формальное отсутствие бездействия не отвечает задачам административного судопроизводства и защите нарушенных прав, законных интересов граждан указанного муниципального образования.
При таком положении апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 24 мая 2022 г. подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 мая 2022 г. отменить, оставить в силе решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 24 января 2022 г.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.