Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Минеевой В.В, судей Климовой В.В, Нурмухаметовой Р.Р.
с участием прокурора Колячкиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузуртановой Товжан Османовны к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Сунженский" о признании незаконным заключения служебной проверки, изменении формулировки в заключении служебной проверки
по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия и кассационному представлению прокуратуры Республики Ингушетия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, полагавшей обжалуемое судебное постановление незаконным, подлежащим отмене, оставив в силе решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бузуртанова Т.О. обратилась в суд с иском к МО МВД России "Сунженский" о признании незаконным заключения служебной проверки, изменении формулировки в заключении служебной проверки.
Обращаясь в суд, Бузуртанова Т.О. указала, что Бузуртанов Джабраил Мухарбекович (сын истицы) проходил службу в органах внутренних дел в Республике Ингушетия с июля 2008 года, с мая 2019 года в должности командира взвода 2 роты отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции МО МВД России "Сунженский". 25 января 2021 года во время несения службы на посту полиции сын заболел, скорая медицинская помощь оказала первую медицинскую помощь. С 27 января 2021 года сын был госпитализирован с диагнозом "Новая коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, тяжелое течение. Вирус идентифицирован". 22 февраля 2021 года, находясь в реанимации ГБУ "ИРКБ", сын умер. По факту смерти Бузуртанова Д.М. МО МВД России "Сунженский" была проведена служебная проверка, в заключении которой указана: "смерть Бузуртанова Д.М. наступила от заболевания, полученного в период прохождения службы". На основании заключения служебной проверки МО МВД России "Сунженский" отказало истице в назначении ежемесячной денежной выплаты. Истица считает вывод служебной проверки о том, что её сын Бузуртанов Д.М. умер от заболевания, полученного в период прохождения службы, а не при исполнении служебных обязанностей неправомерным. Служебная проверка проведена поверхностно, без выяснения всех обстоятельств смерти сотрудника полиции, так как начало проявления болезни (COVID-19) было зафиксировано бригадой скорой медицинской помощи 25 января 2021 года во время исполнения служебных обязанностей на посту полиции.
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 7 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Бузуртановой Т.О. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 сентября 2022 года решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об удовлетворении исковых требований Бузуртановой Т.О.
В кассационной жалобе МВД по Республике Ингушетия и кассационном представлении прокуратуры Республики Ингушетия ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 сентября 2022 года, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Бузуртановой Т.О. о признании незаконным заключения служебной проверки, внесении изменений в заключение служебной проверки, суд первой инстанции исследовал обстоятельства заболевания сына истицы, в том числе выписку из истории болезни сотрудника полиции Бузуртанова Д.М, проверил законность проведения служебной проверки, которая установила, что смерть лейтенанта полиции Д.М. Бузуртанова наступила от заболевания, полученного в период прохождения службы. Анализируя добытые в ходе рассмотрения дела доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии возможности установления периода инфекционного заболевания Бузуртанова Д.М. и причинно-следственной связи.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные Бузуртановой Т.О. требования, судебная коллегия указала, что сотрудник полиции Бузуртанов Д.М. ранее 25 января 2021 года за медицинской помощью не обращался. Он заболел во время несения службы 25 января 2021 года, что установлено из медицинской документации скорой медицинской помощи. Каких-либо доказательств, подтверждающих заболевание сотрудника полиции в более ранний период представителем нанимателя не представлено, в связи с чем заключение служебной проверки о наступлении смерти Бузуртанова Д.М. при прохождении службы является необоснованным. Материалами дела подтверждается смерть сотрудника полиции наступило от заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в период несения службы 25 января 2021 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении и толковании материального права к спорным отношениям.
Под осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) сотрудниками понимается: исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с уставами, наставлениями, инструкциями и другими актами; выполнение приказов и распоряжений руководителя (начальника) органа, подразделения, учреждения органов внутренних дел; участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными руководителем органа внутренних дел; следование к месту службы (командировки) и обратно, нахождение в служебной командировке; нахождение на территории органа внутренних дел в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности; иные действия по обеспечению законных интересов личности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (пожары, аварии, стихийные бедствия и др.), а также действия, признанные судом совершенными в интересах общества и государства; нахождение на лечении в лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, следование к месту лечения и обратно; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие - до признания сотрудника безвестно отсутствующим или объявления умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Единовременные пособия и суммы в возмещение ущерба не выплачиваются, если служебной проверкой, органами дознания и предварительного следствия, судом будет установлено, что гибель сотрудника не связана с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) или смерть сотрудника наступила от телесного повреждения, не связанного с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей), либо заболевания, полученного не в период прохождения службы.
Поскольку причинная связь между заболеванием сотрудника полиции Бузуртанова Д.М, приведшим к смерти, и осуществлением им служебной деятельности в органах внутренних дел не установлена, то обстоятельство, что смерть сотрудника полиции Бузуртанова Д.М. наступила в период прохождения им службы в органах внутренних дел, что само по себе не является основанием для удовлетворения требований истицы о признании заключения служебной проверки незаконным и изменении его формулировки.
При указанных выше обстоятельствах, установив несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований не могут быть признаны законными.
Поскольку судом первой инстанции правильно были установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям, не допущено процессуальных нарушений при рассмотрении дела, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым обжалуемое апелляционное определение отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 22 сентября 2022 года отменить, оставить в силе решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 7 июня 2022 года.
Председательствующий В.В. Минеева
Судьи В.В. Климова
Р.Р. Нурмухаметова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.