Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ошхунова З.М, судей Росиной Е.А, Минеевой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чебыкина Дмитрия Владимировича к АО "Горэлектросеть" об обязании исключить начисления по электроэнергии на общедомовые нужды, по кассационной жалобе Чебыкина Дмитрия Владимировича на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13.07.2022.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ошхунова З.М, выслушав Чебыкина Д.В, поддержавшего кассационную жалобу, представителя ответчика Казимирского Г.Д, возражавшего против кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чебыкин Д.В. обратился в суд с иском к АО "Горэлектросеть", в котором просил удалить начисления на общедомовые нужды по электроэнергии, начисленные на лицевой счет N квартиры по адресу г. "адрес" осени 2020 года.
В обоснование требований Чебыкин Д.В. указывал на то, что он является собственником данной квартиры, расположенной в многоквартирном доме, представляющем собой постройку 19 века, разделенную на десять квартир, имеющих самостоятельные входы, в отсутствие каких-либо мест общего пользования (чердаков, подъездов, подвалов, коридоров крылец, лифтов) и приборов потребления энергии, расходуемой на общедомовые нужды. Электроэнергия в дом поступает наружно с уличного столба, на котором расположен общедомовой прибор учета, и распределяется непосредственно по квартирам, в каждой из которых имеется индивидуальный прибор учета. При этом в период с октября 2020 года на общедомовые нужды ответчиком произведены значительные начисления по лицевому счету истца.
Истец обращался к ответчику с заявлением об аннулировании начисленных общедомовые нужды с декабря 2020 по январь 2022 года, однако в перерасчете отказано.
Решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 10.03.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13.07.2022, в удовлетворении заявленных исковых требований Чебыкина Д.В. отказано.
В кассационной жалобе Чебыкин Д.В. просит об отмене апелляционного определения, ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив обжалуемое судебное постановление в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Чебыкина Д.В, руководствуясь положениями статей 154, 210, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 153, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 40, 42, 86-97 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, суды первой и апелляционной инстанции, исходили из отсутствия доказательств, подтверждающих нарушение правил начисления расходов по электроэнергии на общедомовые нужды, которое производились истцу, как собственнику квартиры в соответствии с указанными выше Правилами от 06.05.2011 N 354 на основании показаний общедомового прибора учета.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами судов согласиться не может ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Норматив потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил N 306).
Исходя из положений п. 29 Правил N 306, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с п. 7 Правил N 307 в случае отсутствия коллективных приборов учета расчет платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил, то есть исходя из нормативов потребления. При этом сказанное касается всех собственников помещений в доме, независимо от наличия у них индивидуального прибора учета.
Таким образом, действующее регулирование отношений по ресурсоснабжению допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом (общедомовых), либо расчетным путем исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно материалам дела, из лицевой карты потребителя Чебыкина Д.В, проживающего по в "адрес" "адрес" с лицевым счетом N следует, что за период с декабря 2020 по февраль 2022 на указанный лицевой счет осуществлены начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды в размере 1908, 32 руб.
Возражая против иска, ответчик указывал на то, что начисления на общедомовые нужды (ОДН) составляют разницу между показаниями общедомового прибора учета и показаниями всех индивидуальных приборов учета собственников квартир в МКД.
При этом, наличие такого потребления при отсутствии каких-либо мест общего пользования и общедомовых приборов потребления электроэнергии, ответчик мотивировал тем, что в состав ОДН, подлежащих оплате собственниками квартир, входят и потери внутридомовой сети после общедомового прибора учета, в том числе, вызываемые несанкционированным подключением в обход индивидуальных приборов учета электроэнергии, в связи с чем, данные потери также подлежат оплате собственниками помещений в МКД.
Отказывая в иске Чебыкина Д.В. суд не установилнарушений начислений на общедомовые нужды по электроэнергии, произведенных сетевой компанией, сделав вывод о том, что они действительно составляют разницу между показаниями общедомового прибора учета и показаниями индивидуальных приборов учета собственников квартир в МКД, основываясь на представленном ответчиком расчете.
Между тем, представленный расчет расходов на общедомовые нужды судом не проверен, ему не дана оценка на предмет превышения нормативов потребления, не проверены доводы истца об отсутствии оснований для начисления платы за электроэнергию на ОДН при отсутствии мест общего пользования, а также доводы о том, что на истца, как собственника квартиры, возложили ответственность за несанкционированное потребление электроэнергии третьими лицами.
Судом не выяснено, какой способ учета принят собственниками квартир в многоквартирном доме, не проверено, превышает ли начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды установленный размер норматива потребления электроэнергии на ОДН.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861).
Указанные Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг (пункт 1 Правил), в том числе, регулируют порядок определения потерь электрической энергии для потребителей.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Согласно пункту 51 Правил N 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Как следует из абзаца 1 пункта 52 Правил N 861 потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.
Нормативы технологических потерь устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с названными Правилами и методикой расчета нормативных технологических потерь электроэнергии в электрических сетях (п. 54 Правил N 861).
Потребители услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг. (абз. 3 п. 52 Правил N 861).
С учетом приведенных норм, принимая во внимание особенности данного многоквартирного жилого дома, который, по утверждению истца, ранее представлял собой одноэтажный жилой дом 19 века, находившийся в собственности одного владельца и в последующем разделенный на несколько квартир с отдельными входами, суду следовало проверить доводы истца об отсутствии каких-либо мест общего пользования и отсутствии общедомовых приборов потребления электроэнергии. В случае подтверждения данных доводов, бремя доказывания наличия внутридомовых технологических потерь, не превышающих установленные нормативы, а в случае их превышения - наличие в этом вины потребителя услуг, следовало возложить на ответчика.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда находит необходимым отменить апелляционное определение, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, определить правоотношения сторон и материальный закон их регулирующий, установить круг обстоятельств, имеющих значение для дела и подлежащих доказыванию, правильно распределить между сторонами бремя доказывания, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13.07.2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий З.М. Ошхунов
Судьи Е.А. Росина
В.В. Минеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.